"ПАЛЬЦЫ ПОМОГАЮТ ГОВОРИТЬ"
Тренировка движений пальцев и кисти рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребёнка, способствующим улучшению артикуляционных движений, подготовке кисти руки к письму и , что не менее важно, мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга, стимулирующим развитие мышления ребёнка.
Работу по развитию движений пальцев и кисти рук следует проводить систематически по 2 - 5 минут ежедневно.
Для того, чтобы их выполнение стало увлекательной игрой, можно использовать разнообразные приёмы:
- показ при помощи рук различных изображений;
- изготовление поделок из бумаги, картона, дерева, ткани, ниток, каштанов, желудей, соломы и т.д. ;
- конструирование из счётных палочек;
- резание по контуру, вырезание предметов по контуру « на глаз »;
- обрывание бумаги разной плотности и фактуры, сминание, а затем разглаживание ладонями и пальцами скомканного листа бумаги;
- нанизывание бусинок, пуговиц, шнурование;
- самомассаж пальцев и кистей рук;
- пальчиковые игры;
Самомассаж кистей и пальцев рук
- Растирание ладоней шестигранным карандашом с постепенным увеличением усилий.
- Растирание ладоней движениями вверх – вниз.
- Растирание боковых поверхностей сцепленных пальцев.
- Разминание, затем растирание каждого пальца вдоль, затем поперёк.
- Грецкий орех положить между двумя ладонями, делать круговые движения, постепенно увеличивая нажим и темп.
- Разминание кисти правой руки пальцами левой и наоборот, затем поочерёдное растирание.
- Надавливание незаточенным карандашом на болевые точки ладони, затем вращение карандаша вправо, влево.
Пальчиковые игры и упражнения
« Утюжок »
( Прокатывание карандаша по поверхности стола.)
Возьми толстый карандаш. Положи его на стол. « Прогладь »карандаш сначала одной ладонью, потом другой. Покатай карандаш по столу.
« Добывание огня »
( Прокатывание карандаша между ладонями )
Положи карандаш на одну ладошку, прикрой его другой. Прокатывай карандаш между ладонями сначала медленно, а потом быстрее, от кончиков пальцев к запястьям. А теперь попробуй сделать это сразу с двумя карандашами.
« Горка »
( Скатывание карандаша с тыльной поверхности кисти руки. )
Положи карандаш на тыльную сторону кисти. Наклони руку вниз. Придерживай карандаш другой рукой. Пусть он скатится вниз с твоей руки, как с горки.
« Замок »
Текст стихотворения |
Описание движений |
На двери висит замок. Кто его открыть бы смог? Потянули…
Покрутили…
Постучали…
И открыли! |
Быстрое соединение пальцев в замок.
Пальцы сцеплены в замок, дети тянут руки в разные стороны. Выполняются волнообразные движения кистями рук. Пальцы сцеплены в замок, дети стучат ладошками друг о дружку. Пальцы расцепились. |
" Змейки"
Предложите ребенку представить, что его пальцы - это маленькие змейки. Они могут двигаться-извиваться, вращаясь направо, налево, снизу вверх и сверху вниз. При двуручном выполнении ладони сначала "смотрят" от ребенка, потом - друг на друга. При этом сначала прорабатываются одноименные пальцы рук, а затем разноименные (например, большой палец правой руки и мизинец левой руки).
По точкам
Оборудование: лист с изображением фигур (см. рис.), карандаш.
Описание упражнения. Ребенка просят соединить точки согласно инструкции под рисунком. Выполнять задания следует следующим образом: карандаш или ручка не отрывается от листа бумаги, лист фиксируется, и его положение не изменяется.
"Ухо-нос"
Описание упражнения. Левой рукой взяться за кончик носа, а правой - за противоположное ухо. Одновременно отпустить ухо и нос, хлопнуть в ладоши, поменять положение рук "с точностью до наоборот".
"Кулак-ребро-ладонь"
Описание упражнения. Ребенку показывают три положения руки на плоскости пола, последовательно сменяющих друг друга. Ладонь на плоскости, ладонь, сжатая в кулак, ладонь ребром на плоскости пола, распрямленная ладонь на плоскости пола. Ребенок выполняет пробу вместе с педагогом, затем по памяти в течение 8-10 повторений моторной программы. Проба выполняется сначала правой рукой, потом левой, затем двумя руками вместе. При усвоении программы или при затруднениях в выполнении педагог предлагает ребенку помогать себе командами ("кулак-ребро-ладонь"), произносимыми вслух или про себя.