Низкий самоконтроль при письме у младших школьников характеризуется следующим:
- Совершаемые учеником действия и операции никак не контролируются, часто оказываются неправильными, допущенные ошибки не замечаются и не исправляются.
- Часто допускаются ошибки даже при выполнении хорошо знакомых заданий.
- Ребёнок не умеет исправлять ошибку ни самостоятельно, ни по просьбе учителя, т.к. не способен свои действия и их результаты соотнести с заданной схемой действия и обнаружить их соответствие или несоответствия.
- Ученик некритически относятся к указаниям учителя и исправлению ошибок в своих работах, соглашается с любым исправлением, в том числе, когда оно тут же меняется на противоположное.
- Школьник неоднократно повторяет одни и те же ошибки после их исправления учителем. Ошибок, допущенных другими учениками, так же не замечает.
- Ученик обращает внимание лишь на нарушение внешних требований ("грязно", "загнуты углы").
- При просьбе учителя проверить свою работу и исправить ошибки ребёнок действует хаотично, не придерживаясь никакого плана проверки и не соотнося свои действия ни с какой схемой.
Для развития контроля за собственной письменной продукцией можно рекомендовать несложные приёмы, которые родители могут использовать при подготовке с детьми домашнего задания.
Приём «Шифровка текста заданными буквами».
- Только гласными (взрослый произносит слово или предложение, ребёнок «шифрует» его – пишет гласные буквы, а согласные обозначает черточками).
Например, слово машина, будет выглядеть так: _ а _ и _ а.
- Только согласными (взрослый произносит слово или предложение, ребёнок «шифрует» его – пишет согласные буквы, а гласные обозначает черточками).
Например, слово стройка, будет выглядеть так: стр _ йк _ .
- Только «ь» (взрослый произносит слово, ребёнок «шифрует» его – пишет только букву «ь», а все остальные буквы обозначает черточками).
Например, слово больше, будет выглядеть так: _ _ _ ь _ _ .
Чтение текста с установкой.
Например, читай и выполняй задание: все буквы А зачёркивай, О - подчеркивай. Можно использовать разные буквы от одной до пяти. Задание выполняется строго 5 минут каждый день.
Использование правил проверки написанного.
Ребёнку даётся установка:
1. Читай предложение вслух.
2. Подходят ли слова друг к другу?
3. Читай слова вслух по слогам и выделяй каждый слог чертой, начиная с последнего слова. ВАЖНО! Чтение предложения с последнего слога необходимо для предупреждения «угадывающего» чтения.
3 2 1
Образец: Маша рисует петушка.
Использование комментированного письма.
Комментирование не ограничивается четким проговариванием звуков и слогов, оно может быть расширено на стадии записи предложений, затем постепенно сворачиваться. Пример: ребенок четко произносит все предложение, говорит: «Пишу первое слово». Называет слово, записывает его по слогам с проговариванием слогов и выделением голосом гласных. Если слово заканчивается согласным — этот согласный называется «замочком» и выделяется («спит»: замочек — «т»). Следующие слова в предложении записываются аналогично.
УСПЕХОВ ВАМ!