Профилактика аутоагрессивного поведения несовершеннолетних

Телефоны доверия

ПОМНИТЕ

КОГДА ВАМ ПЛОХО И НИКТО ИЗ БЛИЗКИХ НЕ МОЖЕТ ВАМ ПОМОЧЬ, НАБЕРИТЕ НОМЕР

170

И...

ВЫ НАЙДЕТЕ ВНИМАТЕЛЬНОГО СОБЕСЕДНИКА, КОТОРЫЙ ВЫСЛУШАЕТ И ПОМОЖЕТ ВАМ НАЙТИ ВЫХОД ИЗ СЛОЖИВШЕЙСЯ СИТУАЦИИ

МЫ СПЕШИМ ВАМ НА ПОМОЩЬ!

БЕСЕДА ВЕДЕТСЯ АНОНИМНО. ТАЙНА РАЗГОВОРА ГАРАНТИРУЕТСЯ.

170 - ТЕЛЕФОН ДОВЕРИЯ

СЛУЖБА ЭКСТРЕННОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ Г. ГРОДНО

SKYPE: HELP170

E-MAIL: HELP170@MAIL.RU

НАШ ГОРОДСКОЙ НОМЕР: 170

Центры дружественные подросткам

Гродненской области

Центр дружественный подросткам и молодежи «Позитив»

ГУЗ «Детская центральная городская клиническая поликлиника г. Гродно»

г. Гродно, ул. Доватора, 23

«Телефон доверия» психолога 8 (0152) 55 88 30

----------------------------------------------------------------------------------------------------------

Центр, дружественный подросткам «Контакт»

филиал № 1 ГУЗ «Детская центральная городская

клиническая поликлиника г. Гродно»

г. Гродно, ул. Гагарина, 18

тел. 8 (0152) 65 63 75

8 (0152) 67 74 04

----------------------------------------------------------------------------------------------------------

 

Республиканская телефонная «горячая линия» по оказанию психологической помощи несовершеннолетним, попавшим в кризисную ситуацию 

тел. 8 801 100 16 11

----------------------------------------------------------------------------------------------------------

Педагог-психолог гимназии кабинет 414

тел. 8 (0152) 65-22-00

Телефоны доверия в учреждениях здравоохранения

Учреждение здравоохранения

Адрес График работы/номера телефонов
ГУЗ «Городская поликлиника №1 г.Гродно» ул. Лермонтова, 13

Пн. – Пт.: 12.00 – 13.00

тел.: 8 (0152) 61-06-37

ГУЗ «Гродненская центральная городская поликлиника ул. Транспортная, 3

Дополнительная информация по телефонам

8 (0152) 68-38-02,

8 (0152) 68-10-45,

8 (0152) 39-80-14

ГУЗ «Городская поликлиника №3 г.Гродно» ул. Пестрака, 4

психолог каб.610: 8 (0152) 39-15-52

врач-психотерапевт каб.704: 8 (0152) 60-75-71

ГУЗ «Городская поликлиника №7 Гродно» ул. Химиков, 5 +375(44) 73-33-306
свернуть

ТЕЛЕФОНЫ ЭКСТРЕННОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ

Номер телефона Организация Режим работы
8-801-100-1611

Республиканская детская телефонная линия

круглосуточно, бесплатно
8-0152-75-54-13

УЗ «Гродненский областной клинический центр «Психиатрия-наркология»»

Диспансерное психонаркологическое отделение (для детей)

По будням

08:00 - 20:00 

8-0152-75-67-54

УЗ «Гродненский областной клинический центр «Психиатрия-наркология»»

Диспансерное психонаркологическое отделение (для взрослых)

По будням

08:00 - 20:00

Суббота

09:00-14:00

8-0152-33-13-42

 

 

31-47-02

 

ГУ «Центр социального обслуживания населения Октябрьского района г. Гродно»

Отделение социальной адаптации и реабилитации (временный приют для граждан, пострадавших от насилия)

Горячая линия

По будням

8:00 - 13.00

 13:30  17:00

8-0152-31-45-12

 

31-45-72

 

31-45-29

ГУ «Центр социального обслуживания населения Ленинского района г. Гродно»

Отделение комплексной поддержки в кризисной ситуации

Горячая линия

Психологическая помощь

По будням

8:00 – 17:00

свернуть

Управление эмоциями. Как приручить свои эмоции?

Очень простые способы, которые каждый может опробовать на собственном опыте:
1. Спортивные занятия: самую полную разгрузку дают занятия каким-либо видом спорта. Поэтому настоящие спортсмены обладают не только физическим, но и душевным здоровьем.
2. Физический труд: стирка белья, мытье посуды, уборка квартиры и т.п.
3. Природа: прогулка по лесу, созерцание движения реки или спокойной глади озера, лесные звуки и запахи способны вернуть душевное равновесие и работоспособность даже в самых трудных ситуациях.
4. Созерцание огня: говорят, что человек бесконечно долго может смотреть на три стихии - огонь, бегущую воду и плывущие по небу облака.
5. Контрастный душ: заставляет мышцы попеременно расслабляться и напрягаться, а мышечное расслабление, как известно, хороший способ снять психическое напряжение.
6. Проекция негативных эмоций на посторонние предметы: выразить свой гнев, скомкав или порвав в мелкие клочки газету, поколотив подушку, выжимая полотенце, даже если оно сухое. Большая часть энергии гнева копится в мышцах плеч, в верхней части рук и в пальцах.
7. Потанцевать под музыку, причем как спокойную, так и "буйную".
8. Покричать то громко, то тихо, спеть громко любимую песню.
9. Высказаться, озвучить свои эмоции в кругу друзей, которые поймут и посочувствуют.
10.Смех и плач - отличное средство защиты нашего организма от психических перегрузок. Смех является своеобразной защитой нервной системы. Его можно рассматривать как серию коротких выдохов. Эти выдохи дробят опасный поток импульсов.

Способы избавления от отрицательных эмоций:
Для избавления от отрицательных эмоций рекомендуется несколько простых специальных упражнений:
1. Дыхание уступами: три-четыре коротких вдоха подряд, потом столько же коротких выдохов (заменяет смех, если вам не хочется смеяться)
2. Посчитать зубы языком с внутренней стороны
3. Слегка помассировать кончик мизинца
4. Сжать пальцы в кулак с загнутым внутрь большим пальцем. Делая выдох спокойно, не торопясь, сжать с усилием кулак. Затем, ослабляя сжатие кулака, сделать выдох. Повторить 5 раз. Теперь попробуйте выполнить это упражнение с закрытыми глазами, что удваивает эффект.

Как восстановить бодрость, снять усталость за небольшой промежуток времени?

Есть несколько простых способов мышечной релаксации:
1. Быстро потрите друг о друга пальцами ладони - 5 сек.
2. Быстро потрите теплыми пальцами щеки вверх-вниз - 5 сек.
3. Сожмите руку в расслабленный кулак. Энергично поглаживайте внутреннюю и внешнюю стороны предплечья - 3 раза.

свернуть

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА БУЛЛИНГ И ТРАВЛЮ В ШКОЛЕ

21.03.2025

Когда молчание опасно

По словам специалистов, часто дети пытаются скрыть, что их травят. Ведь период взросления — это пора самоутверждения, а потому сообщить о таком унижении родителям или учителям означает для подростка проявление слабости.

К тому же ребенок понимает, что ему длительное время придется общаться со сверстниками в одном коллективе, поэтому он еще долго вынужден как-то уживаться с обидчиками, которые крайне негативно воспримут его обращение к взрослым за помощью. Он думает, что это впоследствии может только усилить травлю.

Как определить, что ваш ребенок стал жертвой травли:

· замкнутость и нежелание разговаривать о том, что происходит в школе;

· нежелание ходить в школу, снижение успеваемости;

· могут быть и физические следы (порванная одежда, царапины, ссадины), о причинах появления которых ребенок говорить не хочет или отвечает уклончиво.

Все это подведет вас к необходимости откровенного разговора с ребенком. Также вы можете обратиться за помощью к психологу, если не получается самостоятельно поговорить с чадом.

Как вести себя родителям

Когда родителям стало достоверно известно о том, что обидчики существуют, они могут предпринять следующие меры:

· Обратиться в школу или иное детское учреждение с запросом о проведении встречи с родителями обидчиков ребенка для урегулирования конфликта.

· В сложных случаях буллинга, где у детей-обидчиков агрессивное поведение укоренилось, родители потерпевшего ребенка могут прибегнуть к более серьезным действиям:

1. Обратиться в школу с запросом о принятии профилактических мер, в том числе о постановке детей на внутришкольный учет. Для этого нужно написать заявление на имя директора школы.

2. Обратиться в комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав. Контакты вы можете найти на сайте городской комиссии по делам несовершеннолетних.

3. При наличии явных признаков уголовного или административного правонарушения целесообразно обращение родителей в полицию по месту нахождения детского учреждения.

Если ваш ребенок подвергся буллингу, обращайтесь за профессиональной помощью психологов и юристов столичных семейных центров.

Фото из архива

Что делать, если ребенка травят в школе? Как реагировать родителям и куда обращаться? Можно ли привлечь обидчиков к ответственности?

Травить ребенка могут психологически (включая обе крайности - как шквал оскорблений, так и бойкот), физически (поджидать в подворотне и бить), прятать, портить и воровать его вещи. Способов нарушить границы личности множество. В таком случае следует сообщить классному руководителю и руководству учреждения образования. Также для защиты интересов ребенка можно обратиться в соответствующий орган опеки и попечительства. При возможности стоит поговорить с законными представителями обидчика. Если необходимо, рекомендуется обратиться к детскому психологу.

О фактах применения или угрозы применения физического насилия в отношении ребенка, оскорблений, клеветы, хулиганства, хищения имущества или его порчи, доведения до самоубийства, служебной халатности и другом стоит сообщать в органы внутренних дел по месту нахождения учреждения образования - для проведения проверки и привлечения виновных к ответственности.

Родители ребенка, на которого морально, психологически давят одноклассники, могут привлечь обидчиков только к ответственности, прямо предусмотренной законодательством. Для этого необходимо прежде всего зафиксировать факт противоправных действий, за которые законом предусмотрена уголовная или административная ответственность. При этом важно, чтобы виновное лицо достигло возраста уголовной или административной ответственности. Например, по ст.4.3. КоАП административной ответственности подлежит физическое лицо, достигшее ко времени совершения правонарушения 16-летнего возраста, за исключением случаев, предусмотренных этим кодексом.

С 14 лет административная ответственность наступает только по отдельным категориям правонарушений. В частности, за умышленное причинение телесного повреждения и иные насильственные действия, мелкое хищение, умышленное уничтожение либо повреждение имущества, жестокое обращение с животными, мелкое хулиганство.

Родители ребенка, в отношении которого совершены противоправные действия, подпадающие под уголовное или административное законодательство, могут обратиться с иском в суд о компенсации морального вреда, а также о защите чести и достоинства ребенка, если распространялись не соответствующие действительности сведения, которые порочат его честь и достоинство.

Есть ли ответственность для учителя, который не замечает такую травлю? Если он остается в стороне от конфликта, не пытаясь его как-нибудь разрешить, тем самым просто бездействует?

Учитель или воспитатель - это основное лицо, которое несет ответственность за жизнь и здоровье ребенка во время его пребывания в учебном заведении. Так, во время уроков за детьми обязан смотреть учитель, во время перемен - дежурный педагог (назначаемый директором), а в детском саду - воспитатель.

Документами, четко определяющими обязанности и ответственность учителей, воспитателей и других участников образовательного процесса, являются Кодекс об образовании, устав, правила внутреннего распорядка школы и должностные инструкции. За неисполнение или ненадлежащее исполнение без уважительных причин устава и правил внутреннего распорядка школы, законных распоряжений директора, иных локальный нормативных актов, должностных обязанностей классный руководитель несет дисциплинарную ответственность в порядке, определенном трудовым законодательством.

Иная ответственность для учителя и руководства школы, которые не замечают такую травлю, может наступить только в случае наступления определенных неблагоприятных последствий для ребенка. Например, ст.428 УК предусмотрена ответственность за служебную халатность, то есть в частности за неисполнение либо ненадлежащее исполнение должностным лицом своих служебных обязанностей из-за недобросовестного или небрежного отношения к службе, повлекшие по неосторожности смерть человека либо иные тяжкие последствия, либо повлекшие причинение ущерба в особо крупном размере.

Как поступать, если травля ведется в соцсетях?

В подобной ситуации для установления причастных к оскорблениям и травле первоначально целесообразно обратиться в органы внутренних дел с соответствующим заявлением. К нему следует приобщить скриншоты страниц интернет-ресурсов (социальных сетей и др.), на которых содержатся сведения, подтверждающие изложенные в заявлении факты. Если в действиях обидчиков будет установлен состав правонарушения, они (или их законные представители) могут быть привлечены к ответственности.

Кроме того, пострадавший либо его законные представители могут обратиться в суд с исковыми требованиями об опровержении порочащих честь и достоинство учащегося сведений, а также о взыскании денежной компенсации морального вреда. Важно помнить, что в гражданском процессе каждая сторона обязана доказать факты, на которые она ссылается в обоснование своих требований и возражений. В том числе необходимо подтвердить характер и степень физических и нравственных страданий, перенесенных ребенком в связи с оскорблениями и травлей.

Могут ли родители перевести своего ребенка в параллельный класс, если возник конфликт с педагогом или одноклассниками?

Перевод детей в параллельный класс происходит на основании заявления родителя (-лей), поданного на имя директора школы. Заявление должно содержать:

- фамилию, имя, отчество директора, а также наименование учебного заведения, в которое подается заявление (место обучения ребенка);

- фамилию, имя, отчество и место жительства (место нахождения) родителя (-лей), а также их контактные телефоны, факсы и электронные адреса (при их наличии);

- фамилию, имя, отчество и место жительства (место нахождения) ребенка с указанием класса, в котором он обучается;

- обоснование причины перевода с указанием параллельного класса, в который родители хотели бы перевести ребенка;

- подпись родителя (родителей) и дату подачи заявления.

 

Директор школы принимает решение о возможности перевода с учетом наличия свободных мест в желаемом классе. Наполняемость классов установлена ст.13, 14 Кодекса Беларуси об образовании.

Может ли ребенок записывать оскорбления одноклассников или учителя на диктофон? Будет ли это считаться доказательством в суде?

По действующему законодательству аудиозапись может являться источником доказательств в гражданском, административном и уголовном процессах. Вместе с тем для признания аудиозаписи допустимым доказательством и учета ее судом при принятии итогового решения по делу нужно, чтобы она была получена в порядке, установленном законом. Данные требования обусловлены необходимостью соблюдения конституционного права граждан на невмешательство в их личную жизнь.

Так, по ст.229 Гражданского процессуального кодекса Беларуси не может использоваться в качестве доказательства звуко- или видеозапись, полученная скрытым путем, за исключением случаев, когда такая запись допускается законом.

Таким образом, допускается звукозапись, сделанная скрытно, но в порядке, предусмотренном законом об оперативно-разыскной деятельности, или открыто, если собеседник был предупрежден о том, что разговор записывается, и согласился на запись, либо подтвердил, что осведомлен об этом обстоятельстве. Факт осведомленности о производстве аудиозаписи должен явственно следовать из ее содержания.

Может ли учитель отбирать у школьника телефон на время урока, если он мешает учебному процессу?

В настоящее время в Беларуси нет специальных нормативных правовых актов (законов, актов Президента, постановлений правительства и т.д.), регулирующих вопросы использования мобильных телефонов учащимися в школах.

В целом порядок владения и пользования учащимися мобильными телефонами регламентируется общими нормами гражданского законодательства о праве собственности. В большинстве случаев учащийся, получивший телефон в дар от своих родителей или иных родных, является его собственником. Любому собственнику, независимо от возраста, принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Он может по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц. Таким образом, временное отобрание мобильного телефона учителем - незаконная мера.

Вместе с тем в учреждениях образования могут разрабатываться и действовать локальные акты, например уставы, правила, положения, устанавливающие определенные требования к организации учебного процесса и поведению учащихся, в том числе ограничения в пользовании мобильными телефонами во время уроков. За нарушение установленных правил к учащимся в отдельных случаях могут применяться меры дисциплинарного воздействия, например, замечание или выговор.

Какие действия должен предпринять учитель, если в классе произошла кража? Имеет ли он право досматривать школьника, которого подозревает в этом преступлении, проверять его портфель?

В случае кражи учитель ставит в известность директора школы. Руководство учебного заведения информирует законного представителя (-лей) о произошедшем и решает вопрос о необходимости вызова милиции. Не стоит злоупотреблять правом на вызов сотрудников милиции. Необходимо учитывать размер похищенного имущества (ластик, ручка или это более дорогостоящие вещи).

 

Досмотр школьника и его вещей учителем не допускается, так как он не относится к кругу лиц, имеющих такое право.

Могут ли родители присутствовать на занятиях в школе по собственной инициативе?

Родители являются законными представителями обучающихся несовершеннолетних. К ним помимо родителей относятся усыновители (удочерители), опекуны, попечители. В законодательстве нет запрета на присутствие законных представителей на занятиях в школе. В соответствии с п.1.4 ч.1 ст. 34 Кодекса об образовании они имеют право на ознакомление с ходом и содержанием образовательного процесса, результатами учебной деятельности обучающихся.

Если законные представители желают присутствовать на уроке, рекомендуется написать заявление на имя директора с указанием учителя и урока, который они собираются посетить.

Кто несет ответственность, если из-за драки в школе пострадал ребенок? Как поступать родителям жертвы и виновника? Предусмотрена ли компенсация, если травма получена, например, во время занятий физкультурой?

Ответственными в таком случае за противоправные действия ребенка будут его законные представители и соответствующее учреждение образования. Сами обидчики отвечают только после достижения ими 14-летнего возраста.

Если ребенка избили, необходимо сообщить классному руководителю и руководству школы, обратиться в травматологическое отделение учреждения здравоохранения, где пройти медицинское освидетельствование на наличие телесных повреждений у ребенка, а также для установления степени их тяжести, если таковые есть. При возможности стоит поговорить с законными представителями обидчика. Сообщить в органы внутренних дел по месту нахождения учреждения образования о случившемся для проведения проверки и привлечения виновных к ответственности. Обратиться при необходимости к детскому психологу.

При наличии у ребенка телесных повреждений его законные представители вправе обратиться в суд с иском о компенсации морального вреда, а если во время драки было повреждено имущество, то и о возмещении ущерба. По гражданскому законодательству имущественную ответственность в таком случае за вред, причиненный несовершеннолетним, не достигшим 14 лет (малолетним), несут его родители, усыновители или опекун, если не докажут, что вред возник не по их вине.

Несовершеннолетний в возрасте от 14 до 18 лет самостоятельно несет ответственность за причиненный вред на общих основаниях. Если у него нет доходов или иного имущества, достаточных для возмещения вреда, таковой должен быть возмещен полностью или в недостающей части его родителями, усыновителями или попечителем, если они не докажут, что вред возник не по их вине.

В случае увечья или иного повреждения здоровья несовершеннолетнего, не достигшего 14 лет (малолетнего) и не имеющего заработка (дохода), лицо, ответственное за причиненный вред, обязано возместить расходы, вызванные повреждением здоровья. По достижении малолетним 14-летнего возраста, а также в случае причинения вреда несовершеннолетнему в возрасте от 14 до 18 лет, не имеющему заработка (доходов), потерпевшему обязаны возместить (помимо расходов, вызванных повреждением здоровья) также вред, связанный с утратой или уменьшением его трудоспособности, исходя из установленного законодательством пятикратного размера базовой величины.

 

Следует отметить, что вред, который возник вследствие умысла потерпевшего, возмещению не подлежит. Если грубая неосторожность его самого содействовала возникновению вреда или его увеличению, в зависимости от степени вины потерпевшего и причинителя вреда размер возмещения должен быть уменьшен. При причинении вреда жизни или здоровью гражданина отказ в возмещении вреда не допускается.

Если будет установлено, что ребенок получил травму по вине учреждения образования, то его законные представители могут обратиться в суд с иском о компенсации морального вреда, а также о возмещении вреда в случае увечья или иного повреждения здоровья несовершеннолетнего.

Проблема буллинга – современная, остросоциальная. На неё нельзя закрывать глаза, ведь детская жестокость порой переходит все допустимые границы.

Это статья – для родителей, детей, педагогов, для тех, кому пришлось столкнуть с травлей и издевательствами в школе и для тех, кто хочет оградить своего ребёнка от этого ужасающего явления современности.

Буллинг как один из видов насилия

Что такое буллинг?

Буллинг – это один из видов насилия, предполагающий агрессивное преследование одного из членов коллектива со стороны другого или группой лиц.

То же самое психологическое насилие в виде травли, бойкота, доносительства, но уже во взрослом коллективе, носит название моббинг. Исследования в этой области показывают, что 135 из 180 работников российских компаний подвергались моббингу неоднократно в течение своей рабочей деятельности.

Какие существуют виды буллинга?

Школьный буллинг сегодня

В чем особенности современного буллинга? В первую очередь в том, что травля происходит в основном в интернете. Сейчас популярны и социальные сети, и различные мессенджеры, где под фальшивым профилем или ником можно написать любому человеку всё, что угодно. Этим пользуются многие подростки, уверенные в собственной безнаказанности – что они не понесут ответственность за свои деяния. Школьники отправляют агрессивные или неприличные видео и фото, пишут оскорбительные комментарии.

И ещё более страшный факт, что буллингу и издевательствам в современной школе может подвергнуться и учитель. Если раньше ученики могли просто намазать стул педагога клеем или подложить кнопки, то сегодня подростки могут оскорблять, унижать учителя прямо во время урока, плюнуть в лицо и даже ударить.

Скулшутинг как итог буллинга

Случаи страшные, случаи вопиющие. Но еще страшнее тот факт, что почти все те, кто совершал эти убийства, являлись жертвами травли, буллинга со стороны одноклассников. Доведённые до отчаяния подростки брались за оружие и расстреливали своих обидчиков.

Причины и мотивы буллинга

Теперь давайте попробуем разобраться в причинах и мотивах буллинга. Что заставляет детей быть такими жестокими и агрессивными по отношению к своим сверстникам?

Причин на самом деле много. Разделим их на группы:

  • педагогические (микроклимат класса, школы). Не последнюю роль здесь играет позиция учителя. Ребенок с большей вероятностью подвергнется травле в той обстановке, где и сами педагоги позволяют себе насмешки и унижения в адрес учеников. Кроме того, учитель может занимать в ситуации буллинга стороннюю позицию, зная о проблеме, но не вмешиваясь в неё;
  • психологические (личность агрессора, так называемого буллера, и жертвы);
  • социальные (пропаганда и поощрение доминирующего агрессивного поведения в обществе: на телевидении, в интернете, компьютерных играх);
  • семейные (недостаток родительской любви и внимания, физическая и вербальная агрессия со стороны родителей, чрезмерный контроль).

К мотивам буллинга можно отнести:

Как определить, что Ваш ребёнок стал жертвой травли?

Дети не всегда могут рассказать взрослым о своих проблемах в школе. Поэтому родителям важно вовремя распознать, что ребенок стал жертвой травли. Об этом могут свидетельствовать следующие признаки:

  • ребёнок негативно относится к школе, использует любую возможность, чтобы туда не ходить;
  • возвращается из школы подавленный;
  • часто плачет без очевидной причины;
  • ничего не рассказывает об одноклассниках и школьной жизни;
  • нарушение сна и аппетита;
  • синяки и ссадины на лице или теле, порванная одежда.

Кто участвует в травле?

В ситуации буллинга обычно принимают участие жертва, агрессор и наблюдатели, т.е. участники буллинга. Поговорим о каждой из этих ролей.

Жертва

Повод для травли может быть совершенно любой. Чаще всего жертвами становятся дети:

Что объединяет всех жертв, так это невозможность противостоять обидчику, защитить себя, дать отпор.

Агрессор

Потенциальный буллер – это человек:

  • с низкой самооценкой, которую он стремится поднять за счёт унижения других;
  • стремящийся быть в центре внимания любой ценой;
  • агрессивный, жестокий, склонный к доминированию и манипулированию;
  • чаще с проблемами в семейных и детско-родительских отношениях.

Агрессорами могут быть дети как из неблагополучных семей, так и из семей с высоким материальным положением.

Наблюдатели

Это самая большая категория участников школьного буллинга. Наблюдатели – это те люди, которые оказываются вовлечены в ситуацию травли. Здесь, как правило, три варианта развития событий.

Влияние буллинга на его участников и последствия

Теперь давайте проследим влияние школьного буллинга на каждого из его участников.

Что получают наблюдатели буллинга? Стыд и чувство вины за то, что не помогли жертве, проявили слабость.

И, конечно, самая тяжелая психологическая травма наносится жертве буллинга. Даже через много лет, будучи уже взрослыми, жертвы помнят все свои болезненные переживания, связанные с травлей.

Психологи отмечают, что школьный буллинг сравним по тяжести последствий для психики с семейным насилием.

  1. У жертвы травли начинают проявляться психосоматические расстройства: частые головные боли, проблемы со сном и аппетитом, могут обостриться хронические заболевания.
  2. Плюс к этому – депрессивные расстройства, повышенная тревожность, невротические проявления.
  3. И самые серьёзные реакции на буллинг – это попытки суицида или скулшутинг, когда ребёнок больше не может терпеть насмешки и издевательства и решает отомстить обидчикам с применением взрывчатки или холодного оружия.

Как бороться с буллингом в школе?

Что делать ребёнку – жертве травли?

Теперь хочется обратиться к детям:

Как вести себя родителям?

А теперь советы специально для родителей, чей ребёнок подвергается травле в школе.

Первый и самый главный пункт – снять с ребенка чувство вины!

Объяснить, что он не виноват в том, что подвергся травле. Ребёнок ни в коем случае не хуже других, просто он попал в непростую для себя ситуацию, из которой родители и педагоги помогут ему найти выход.

Профилактика школьного буллинга

Любое явление лучше предотвратить, чем устранять его последствия, и школьная травля – не исключение. Профилактика насилия в школе заключается в правильном отношении взрослых к этим проблемам.

Дорогие родители! Расскажите своим детям о явлении буллинга и как можно от него защититься. Объясните, что рассказать взрослому о своей проблеме – это не слабость, а мудрое решение.

Теперь вы знаете всё или почти всё о буллинге в школе. Да, современный мир действительно жесток и опасен. И главная опасность заключается в нас самих. Поэтому нельзя закрывать глаза на происходящее. При малейших признаках буллинга – бейте тревогу, ищите пути помощи и разрешения ситуации.

КОГДА И КАК НУЖНО ВМЕШАТЬСЯ

На практике взрослые очень часто игнорируют буллинг и не вмешиваются, считая драки и конфликты элементами взросления. Травля ребенка может продолжаться год, пять лет и до окончания школы, плавно перетекая в университет. Поэтому здесь важная роль лежит на родителях: уметь быть внимательнее к своему ребенку, не кричать на него и слушать. По косвенным признакам легко понять, что ваш ребенок — жертва буллинга. Синяки и царапины, испорченные вещи, раздражительность, отсутствие школьных друзей — вот симптомы, которые нельзя игнорировать.

ИНСТРУКЦИЯ, КАК ЗАЩИТИТЬ РЕБЕНКА

Первый шаг. Если вы понимаете, что ваш ребенок — жертва травли, начинайте собирать доказательства произошедших конфликтных ситуаций. Записывайте на диктофон беседы, снимайте на телефон, делайте фото испорченных вещей, скриншоты переписок с обидчиком: все это может стать доказательной базой при подаче заявления.

Второй шаг. Обратитесь к классному руководителю, социальному работнику, психологу и директору и сообщите им о ситуации. На имя директора школы напишите заявление с просьбой принять меры. Совместно с вами будет разработан комплекс мер, которые будут проводиться с детьми в школе, так как самостоятельно решить данную проблему учащиеся не в состоянии.

Третий шаг. В травмпункте вы можете зафиксировать синяки и травмы, а также стоит обратиться за консультацией к стороннему психологу (с лицензией), который определит моральный вред и психологическое состояние ребенка и даст заключение.

Четвертый шаг. Также важно не молчать и привлекать внимание общественности. Пишите обращения на имя директора школы, в комиссию по делам несовершеннолетних, инспектору по делам несовершеннолетних, прокуратуру, уполномоченному по правам ребенка, в столичный Департамент образования. Вам будут даны письменные ответы на жалобы, обращения и ситуация будут на контроле.

Пятый шаг. Если принятые меры будут недостаточны, вы можете обратиться с исковым заявлением в суд.

КАК ЭТО РАБОТАЕТ НА ПРАКТИКЕ

Почти полгода Артем стеснялся признаться в проблеме. Когда Инна узнала о случившемся, она написала заявление директору с описанием ситуации. Директор пригласила семью на прием и сказала, что на Артеме также лежит вина в происходящем и порекомендовала родителям перевести ребенка в новую школу.

Ситуация изменилась после того, как Инна обратилась к юристу в семейный центр.

свернуть

Республиканский центр психологической помощи

Республиканский центр психологической помощи (далее – РЦПП) был создан в апреле 2019 года в структуре Института психологии Белорусского государственного педагогического университета имени Максима Танка согласно приказу Министерства образования Республики Беларусь.

КОНТАКТЫ:

Адрес: г. Минск, ул.Чюрлёниса, 3

Телефон: +375 17 300 1006

e-mail: rcpp@bspu.by

РЦПП - это системная   и   доступная   информационно-   методическая,     просветительская, обучающая   поддержка           по  вопросам   психологической помощи в   кризисных   ситуациях   участникам образовательного процесса.

РЦПП ведет свою деятельность в двух основных направлениях:

1. Информационно-методическая поддержка по вопросам психологической помощи участникам образовательного процесса:

1. организация и проведение циклов обучающих   семинаров-      практикумов для региональных   специалистов-психологов и        социальных педагогов по овладению   навыками кризисного вмешательства;

2. исследования по проблемам школьного насилия (буллинг, моббинг, кибербуллинг), суицидального поведения;

3. разработка методических пособий, буклетов, практикумов для психологов учреждений образования, детей, родителей и учителей в интересах создания и поддержания безопасной образовательной среды;

4. проведение конференций по проблемам кризисной психологии.

2. Психологическая помощь участникам образовательного процесса в кризисных ситуациях:

1. организация и оказание психологической помощи в посткризисных ситуациях в учреждениях образования;

2. экстренная психологическая помощь в кризисных ситуациях;

3. организация и проведение циклов обучающих практикумов по овладению навыками кризисного вмешательства;

4. проведение образовательной и просветительской деятельности, обучение учителей, социальных педагогов, педагогов-психологов оказанию психологической помощи субъектам образовательного процесса;

5. организация республиканской системы супервизии для специалистов системы образования.

 

Работа РЦПП направлена на специалистов социально-педагогической и психологической службы учреждений образования, педагогов, учащихся и их родителей, оказавшихся в кризисных и затруднительных жизненных ситуациях.

РЦПП также будет координировать республиканскую сеть психологической помощи, призванную своевременно и профессионально реагировать на кризисные события на местах.

В Координационный совет РЦПП, осуществляющий управление и супервизию республиканской сети психологической помощи, входят представители различных ведомств: Министерства внутренних дел, Министерство по чрезвычайным ситуациям, Министерства здравоохранения, Министерства труда и соцзащиты и Министерства образования.

Более подробно о деятельности центра можно узнать на сайте РЦПП

свернуть

Как избавиться от плохих навязчивых мыслей?

Нет ничего страшного в том, что порой возникают плохие мысли. Иногда они нам помогают оценить реальные угрозы и тем самым обезопасить себя от нависающих неприятностей. Иметь плохие мысли также нормально как и хорошие. Просто и тех и других должно быть в меру.

Но, если поток негатива не притормозить, то плохие мысли могут значительно навредить их собственнику. Например, они могут помешать сконцентрироваться на выполнении даже несложных задач. Навязчивые плохие мысли могут провоцировать возникновение депрессивных состояний и всевозможных психических расстройств.

Постоянные размышления о плохом отнимают слишком много времени, которое можно потратить на действительно важные или радостные вещи.

Раздумья негативного характера очень сложно контролировать. Они мешают отдохнуть, не дают покоя даже в комфортной обстановке. Это может стать причиной ухудшения не только психического здоровья, но и физического. Со временем человек становится раздражительным, рассеянным, мнительным, вспыльчивым.

Типичные причины появления плохих мыслей

Самая распространённая причина появления плохих мыслей — это плохое настроение. Настроение зачастую портится из-за плохого самочувствия. И в основном плохие мысли уходят, как только улучшается наше физическое состояние.

Происходит и наоборот – когда из-за плохих мыслей портится настроение. Появляются неприятные воспоминания, они раскручиваются в мыслительном процессе, захватывая всё внимание и влияя на эмоциональный фон настроения. В плохом настроении бывает трудно думать о хороших, радостных, светлых и добрых вещах и событиях. Круг замыкается.

Также плохие мысли появляются у тех людей, которые привыкли пессимистично смотреть на жизнь в целом. В этом случае поводом для появления плохих мыслей может послужить всё что угодно. Такие личностные качества как мнительность, излишнее беспокойство, пессимизм, негативизм являются отличным плацдармом для размножения плохих мыслей в сознании человека.

«Мир принадлежит оптимистам, пессимисты всего лишь зрители»

Франсуа Гизо

Конечно, источником могут стать и реальные проблемы, которые человек решить не в силах. Ожидание исхода как раз и заставляет переживать, рисуя в голове не самые оптимистичные расклады.

Как избавиться от плохих мыслей?

Зачастую негативные мысли появляются из-за нерешённых проблем. Если из ситуации можно найти выход, то нужно действовать. Плохие мысли о проблеме уйдут сразу, как только вы решите действовать.

Первый шаг к решению проблемы – понять, что вызывает беспокойство.

Принятие может помочь избавиться от плохих мыслей

Не все проблемы решаемы, иногда от человека ничего не зависит. Например, в ситуации когда врачи борются за жизнь и здоровье вашего близкого человека. Здесь вполне нормально беспокоиться и даже появление плохих мыслей является показателем вашего адекватного состояния. Выходом станет принятие не только негативных мыслей, но и всех чувств, которые вы испытываете на данный момент.

Также спокойно примите их, потому что они бывают у всех людей. Потом поживите с ними некоторое время, наблюдая за ними как бы со стороны, без особо яркой эмоциональной реакции. Но не нужно давать им волю, иначе они овладеют вашим поведением. Нужно постараться не зацикливаться на плохих мыслях, не развивать их, а попробовать заменить плохие мысли хорошими и приятными, или хотя бы нейтральными. 

При этой технике вы не тратите время на выбор того или иного способа избавиться от плохих мыслей, придумывая всё новые и новые негативные сценарии. Плохие мысли не подпитываются, а замещаются другими позитивными событиями. С каждым разом будет получаться быстрее, легче и лучше. И через какое-то время сознание начнёт использовать этот способ на автомате.

Другим не менее эффективным способом избавиться от плохих мыслей может стать способ Скарлетт О’Хара. Помните? «Я подумаю об этом завтра». Отсрочка — вот, что может иногда избавить вас от плохих мыслей. Не зря говорят, что утро вечера мудренее. Иногда лучше всего отложить свои раздумья на потом. Например, если вы не можете уснуть из-за дурных мыслей, пообещайте себе, что обязательно подумаете об этом завтра. И если ваше беспокойство действительно вымышленное, а мысли навязчивы, то ваше сознание легко согласится с этим предложением.

Избавиться от плохих мыслей можно и благодаря несложным приёмам. Например, напишите на листе бумаги свои страхи и переживания, зачеркните всё написанное, порвите лист и выкиньте в урну. Или сожгите его, представляя, как все ваши негативные мысли пожирает огонь и теперь они не смогут воплотиться в жизнь. 

Доведение до абсурда как способ избавиться от плохих мыслей

Чтобы избавиться от плохих мыслей можно попробовать совершенно противоположную технику. Наоборот, нужно полностью погрузиться в дурные мысли и подумать, что такого плохого может в результате произойти, если вымышленная фантазия осуществиться. Эффективнее всего представлять самые нелепые, абсурдные ситуации. Подключайте воображение, используйте преувеличение. Именно такое преувеличение лишает сил негативные мысли, и они исчезают.

Как ещё можно избавиться от плохих мыслей?

Выбирайте позитивный круг общения. Не секрет, что жизнерадостные люди всегда навевают хорошие воспоминания, поднимают настроение и заряжают положительной энергией.

Если замучили плохие мысли — послушайте приятную, любимую вами музыку. Займитесь спортом или другим интересным новым занятием. Отвлечься от страхов и тревог поможет также любимое хобби. Верующим людям помогает избавиться от плохих мыслей молитва. Не нужно забывать про полноценный отдых или путешествие

В минуты грусти можно побаловать себя пищевыми антидепрессантами: шоколадом, изюмом, бананом, фундуком или вашим любимым лакомством.

Будьте счастливы и цените своё время.

свернуть

Консультации (психологической помощи) для подростков (10-19 лет) и их законным представителям в онлайн формате посредством платформы talk2ok.b

Информируем о возможности получения консультации (психологической помощи) для подростков (10-19 лет) и их законным представителям в онлайн формате посредством платформы talk2ok.by. Онлайн ресурс «Платформа talk2ok.by» разработан в рамках реализации совместного проекта учреждения образования «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка» и Представительства Детского Фонда ООН (ЮНИСЕФ) в Республике Беларусь. На платформе любой подросток  может получить психологическую помощь бесплатно и конфиденциально. 

Ссылка на сайт https://www.talk2ok.by/

Платформа будет интересна и родителям, которые не всегда знают, как поддержать своего взрослеющего ребенка, в том числе в сложной жизненной ситуации. В разделе «Почитать»  родители найдут статьи по интересующим их темам, составленные специалистами.

свернуть

СОВЕТЫ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ПОДРОСТКОВЫХ КРИЗИСНЫХ СОСТОЯНИЙ

  1.  Открыто обсуждайте семейные и внутренние проблемы детей.
  2.  Помогайте своим детям строить реальные цели в жизни и стремиться к ним.
  3.  Обязательно содействуйте в преодолении препятствий.
  4.  Любые стоящие положительные начинания молодых людей одобряйте словом и делом.
  5.  Ни при каких обстоятельствах не применяйте физические наказания.
  6.  Больше любите своих подрастающих детей, будьте внимательными и, что особенно важно, деликатными с ними.

От заботливого, любящего человека, находящегося рядом в трудную минуту, зависит многое. Он может спасти потенциальному суициденту жизнь.

Самое главное, надо научиться принимать своих детей такими, какие они есть. Ведь это мы, родители, формируя отношения, помогая ребёнку в его развитии, получаем результат воздействия, результат своего труда. 

 "Что посеешь, то и пожнёшь!" - гласит народная мудрость. 

Принятие человека таковым, каким он является, принятие его сущности и сути его существования на Земле - и есть Любовь в истинном её проявлении.

Поэтому совет родителям прост и доступен: "Любите своих детей, будьте искренне и честны в своём отношении к своим детям и к самим себе". 

 ПРИЧИНЫ ПРОЯВЛЕНИЯ кризисных состояний у подростков

  •  Отсутствие доброжелательного внимания со стороны взрослых
  •  Резкое повышение общего ритма жизни
  •  Социально-экономическая дестабилизация
  •  Алкоголизм и наркомания среди родителей
  •  Жестокое обращение с подростком, психологическое, физическое и сексуальное насилие
  •  Алкоголизм и наркомания среди подростков
  •  Неуверенность в завтрашнем дне
  •  Отсутствие морально-этических ценностей
  •  Потеря смысла жизни
  •  Низкая самооценка, трудности в самоопределении
  •  Бедность эмоциональной и интеллектуальной жизни
  •  Безответная влюбленность 

ЧТО МОЖЕТ УДЕРЖАТЬ ПОДРОСТКА ОТ СУИЦИДА:

  •  Установите заботливые взаимоотношения с ребенком
  •  Будьте внимательным слушателем
  •  Будьте искренними в общении, спокойно и доходчиво спрашивайте о тревожащей ситуации
  •  Помогите определить источник психического дискомфорта
  •  Вселяйте надежду, что все проблемы можно решить конструктивно
  •  Помогите ребенку осознать его личностные ресурсы
  • Окажите поддержку в успешной реализации ребенка в настоящем и помогите определить перспективу на будущее
  •  Внимательно выслушайте подростка!

 

ЧТО СЛЕДУЕТ ПОМНИТЬ РОДИТЕЛЯМ, ЧТОБЫ НЕ СДЕЛАТЬСЯ ВРАГОМ СОБСТВЕННЫМ ДЕТЯМ-ПОДРОСТКАМ

1. Главное в отношениях с подростком - ничего не «играть», а почувствовать настоящую готовность подстраиваться под постоянно меняющиеся ситуации и настроения, иметь гибкую позиция по отношению к мнениям и взглядам ребёнка и уважать любые проявления его личности. 

 2. Время безоговорочного авторитета родителей безвозвратно ушло, поэтому командовать и руководить больше не получится. Эта тактика обречена на проигрыш. Вместо этого регулятором отношений будет являться ваш авторитет, статус и конкретные действия. 

 3. Одной из особенностей подросткового возраста является потребность в риске, чаще всего продиктованном желанием самоутвердиться. Это трудно принять, но единственный способ сделать это - рисковать вместе с ребенком, но на своей территории. Так вы скорее сможете говорить с ним на его языке и дадите ему возможность постоянно удивляться вашей изобретательности. 

 4. Важным будет умение сохранять чувство юмора и оптимизма. Подросток воспринимает все происходящее с долей трагизма. Поэтому ваше умение разрядить ситуацию может сыграть здесь роль «громоотвода». Однако не стоит высмеивать или подшучивать над чувствами ребенка. Лучше всего сделать это над самой ситуацией.

 

С уважением педагог-психолог гимназии!

свернуть

Профилактика аутоагрессивного поведения подростков

Тот, кто имеет «Зачем жить»,

выдержит любое «Как»

Ф.Ницше

 

Суицид – психологическое явление-акт самоубийства, совершаемый человеком в состоянии сильного душевного расстройства, либо под влиянием психического заболевания. Осознанный акт устранения себя из жизни, когда собственная жизнь как высшая ценность теряет смысл.

Суицидальное поведение – любые внутренние и внешние формы психических актов, направляемые представлениями о лишении себя жизни.

Внутренние формы суицидального поведения – суицидальные мысли, представления, переживания, тенденции.

Внешние формы суицидального поведения – суицидальные попытки и завершенные суициды.

Суицидальная попытка - целеноправленное оперирование средствами лишения себя жизни, не закончившееся смертью.

Хроническое суицидальное поведение – само разрушительное поведение, к которому можно отнести прием наркотиков, злоупотребление табака и алкоголя, управление транспортом в нетрезвом виде, самоистязание, сознательное участие в драках, занятия экстремальными видами спорта, желание служить в «горячих точках».

Суицид– умышленное самоповреждение со смертельным исходом, (лишение себя жизни).

Виды суицидов

 1) Демонстративный суицид – это разыгрывание театральных сцен безо всякого намерения покончить с собой. В 90% - это крик о помощи, и только 10% подростков действительно хотят смерти. Маленькие дети обращают на себя внимание шалостями и баловством, а большие – суицидом. С демонстративными суицидами следует быть осторожными, иногда этот вид проявляется как способ шантажа: «Сделай то-то и то-то, а то я…»

2) Скрытый суицид – это удел тех, кто понимает, что самоубийство – не самый достойный путь решения проблемы, но и не может найти другой. Такие люди могут начинать заниматься экстремальными видами спорта, добровольно едут в «горячие точки», рискованно ездят на автомобиле или мотоцикле, начинают употреблять алкоголь или наркотики.

 3) Истинный суицид. Это обдуманное, постепенно выполненное намерение покончить с собой. Этот вид суицида иногда может выглядеть неожиданным, но никогда не бывает спонтанным. Всё поведение строится так, чтобы попытка не сорвалась. Всегда предшествует угнетённое настроение и депрессивное состояние, но эту депрессию не всегда замечают даже самые близкие люди.

4) Аффективный суицид  – совершается в состоянии аффекта (сильной эмоциональной вспышки), которое может длиться даже одну минуту, но именно в это время можно удержать человека от осуществления суицида. Следует помнить, что суицидальная угроза, высказанная человеком в состоянии аффекта, как правило, осуществляется.

 

Группа риска:

  1. Неуравновешенные подростки.
  2. Подростки, злоупотребляющие алкоголем и наркотиками.
  3. Подростки, которые либо совершали суицидальную попытку, либо были свидетелем её, либо такой случай был в семье.
  4. Одарённые подростки, склонные к одиночеству.
  5. Подростки в состоянии сильного стресса.
  6. Подростки из конфликтных семей.

 

Признаки эмоциональных нарушений: 

- потеря аппетита или импульсивное обжорство, бессонница или повышенная сонливость в течение, по крайней мере, последних дней

- частые жалобы на соматические недомогания (на боли в животе, головные боли, постоянную усталость, частую сонливость)

- необычно пренебрежительное отношение к своему внешнему виду

- постоянное чувство одиночества, бесполезности, вины или грусти

- ощущение скуки при проведении времени в привычном окружении или выполнении работы, которая раньше приносила удовольствие

- уход от контактов, изоляция от друзей и семьи, превращение в человека одиночку

- нарушение внимания со снижением качества выполняемой работы

- погруженность в размышления о смерти

- отсутствие планов на будущее

- внезапные приступы гнева, зачастую возникающие из-за мелочей

Внешний вид

и поведение

Тоскливое выражение лица (скорбная мимика). Анемия. Тихий монотонный голос. Замедленная речь. Краткость ответов. Отсутствие ответов. Ускоренная экспрессивная речь.  Патетические интонации. Причитания. Склонность к нытью. Общая двигательная заторможенность. Бездеятельность, адинамия. Двигательное возбуждение.

Эмоциональные нарушения

Скука. Грусть. Уныние. Угнетенность. Мрачная угрюмость. Злобность. Раздражительность. Ворчливость. Брюзжание. Неприязненное, враждебное отношение к окружающим. Чувство ненависти к благополучию окружающих. Чувство физического недовольства. Безразличное отношение к себе, окружающим. Чувство бесчувствия. Тревога беспредметная (немотивированная). Тревога предметная (мотивированная). Ожидание непоправимой беды. Страх немотивированный .Страх мотивированный. Тоска как постоянный фон настроения. Взрывы тоски с чувством отчаяния, безысходности. Углубление мрачного настроения при радостных событиях вокруг.

Психические заболевание

Депрессия, неврозы, характеризующиеся беспричинным страхом, внутренним напряжением и тревогой, маниакально-депрессивный психоз, шизофрения.

Оценка собственной жизни

Пессимистическая оценка своего прошлого. Избирательное воспоминание неприятных событий прошлого. Пессимистическая оценка своего нынешнего состояния. Отсутствие перспектив в будущем.

Оценка собственной жизни

Пессимистическая оценка своего прошлого. Избирательное воспоминание неприятных событий прошлого. Пессимистическая оценка своего нынешнего состояния. Отсутствие перспектив в будущем.

Взаимодействие с окружающим

Нелюдимость, избегание контактов с окружающими. Стремление к контакту с окружающими, поиски сочувствия, апелляция к врачу за помощью. Склонность к нытью. Капризность. Эгоцентрическая направленность на свои страдания

Вегетативные нарушения

Слезливость. Расширение зрачков. Сухость во рту (“симптомы сухого языка”). Тахикардия. Повышенное АД. Ощущение стесненного дыхания, нехватки воздуха. Ощущение комка в горле. Головные боли. Бессонница. Повышенная сонливость. Нарушение ритма сна. Отсутствие чувства сна. Чувство физической тяжести, душевной боли в груди. То же в других частях тела (голове, эпигастрии, животе). Запоры. Снижение веса тела. Повышение веса тела. Снижение аппетита. Пища ощущается безвкусной. Снижение либидо. Нарушение менструального цикла (задержка).

Динамика состояния в течение суток

Улучшения состояния к вечеру. Ухудшение состояния к вечеру

 

Знак беды

 

Зачем совсем юный человек лишает себя жизни? 90% самоубийц руководствуются следующими мотивами:

МЕСТЬ. Ребёнок уходит из жизни для того, чтобы наказать окружающих за плохое отношение к себе.

ПРИЗЫВ. Так он пытается привлечь к себе внимание

САМОНАКАЗАНИЕ. Ребёнок решает, что не имеет права жить из-за какого либо поступка, ошибки.

ОТКАЗ. Человек просто «выходит из игры». Нет ни сил, ни желания жить дальше.

 

ВНИМАНИЕ! 80% людей, уходящих добровольно из жизни – психически здоровы (люди, страдающие психическими заболеваниями совершают суицид по другим мотивам: самопожертвование, игра, «желание попасть в высший мир и т.д.).

Помните! Главное, в чём нуждается любой учащийся – это безусловная любовь родителей, главное, в чём нуждается подросток – понимание.

Помните! Простое человеческое участие, внимание, прощение, может помочь человеку в самые трудные моменты жизни, уберечь его от смерти.

Помните! Ничего не стоит так дёшево и не цениться так дорого, как доброе слово.

Помните! 50% суицидов были предотвращены благодаря своевременной помощи.

 

Ситуационные признаки

 

Человек может решиться на самоубийство, если:

1) Социально изолирован (не имеет друзей или имеет только одного друга), чувствует себя отверженным.

2) Живет в нестабильном окружении (серьезный кризис в семье – в отношениях с родителями или родителей друг с другом; алкоголизм – личная или семейная проблема);

3) Ощущает себя жертвой насилия – физического, сексуального или эмоционального.

4) Предпринимал раньше попытки суицида.

5) Имеет склонность к самоубийству вследствие того, что оно совершалось ком-то из друзей, знакомых или членов семьи.

6) Перенес тяжелую потерю (смерть кого-то из близких, развод родителей).

7) Слишком критично настроен по отношению к себе.

  

Основные мотивы суицидально поведения у подростков: 

  1. Суицидальная попытка как способ попросить помощи (получить внимание, любовь);
  2. Переживание обиды, одиночества, непонимания;
  3. Любовные неудачи, неразделенные чувства или ревность;
  4. Чувство мести, злобы, протеста;
  5. Подражание героям книг, фильмов, эстрадным кумирам;
  6. Страх наказания;
  7. Избежание трудных ситуаций;

Некоторые подростки считают самоубийство проявлением мужества и силы духа, на самом деле это слабость, примитивность мышления (незнание как отреагировать на проблему).

 

К группе риска относят: 

  1. Трудных подростков. В их среде остро стоит вопрос самореализации и самоутверждения, а употребление алкоголя и наркотиков повышают вероятность внезапных импульсов.
  2. Наследственные суициды. Дети из такой семьи могут пойти по жизненному сценарию своих близких;
  3. Дети – инвалиды, страдающие от своей физической неполноценности;
  4. Дети, с низкой самооценкой, обидчивые, легко впадающие в депрессивные состояния.

 

Рекомендации педагогам и родителям:

 

Если Вы заметили перемены в поведении и настроении ребенка попробуйте:

 

1) Выслушать. Не пытайтесь успокоить общими фразами. Дайте возможность высказаться, внимательно отнеситесь ко всем даже самым незначительным обидам и жалобам.

2) Обсуждайте. Открытое обсуждение планов и проблем снимает тревожность.

3) Совместный поиск выхода из данной ситуации (снять суженое сознание, оттягивание времени). Приемы психологического воздействия.

4) Напоминание о значимых для него людях.

5) Подчеркнуть временный характер проблемы. Взгляд из будущего. Нет ситуации, которая со временем не казалась неразрешимой: сегодня – «Нет», завтра – «Да».

6) Прием взвешивания – что сегодня плохо, что сегодня хорошо.

7) Доведение до абсурда (показать что в данный момент происходит сгущение красок, накручивание).

8) Метод контрастов (сравнить свою ситуацию с другой, сравнение вести себя с самим собой).

9) Использование имеющегося своего опыта в решении проблем (помнишь, когда то, у тебя было… То есть рациональное внушение уверенности.)

 

Рекомендации педагогам, работающим  с подростками, имеющими суицидально-направленное поведение:

 

1) Не акцентируйте внимание класса на поведении данного подростка;

2) Проявляйте больше эмоционального внимания, тепла и заботы;

3) Старайтесь как можно лучше понять его проблемы, поговорить о них;

4) Не делайте негативных замечаний, особенно в присутствии других людей;

5) Старайтесь не допускать насмешек или негативных высказываний о нем со стороны одноклассников;

6) Постарайтесь вызвать интерес и  привлечь подростка к общественной деятельности, чтобы он почувствовал свою значимость;

7) При малейшей возможности хвалите ребенка, подчеркивайте его положительные стороны;

8) Если ученик в свободное время не посещает никаких секций и кружков – помогите ему подобрать занятие, соответствующее его способностям и желаниям;

9)Дайте рекомендации родителям о том, как им следует изменить свое отношение к ребенку;

10) Устраивайте по возможности классные вечера, походы в дома культуры, на природу, в кино, возлагая при этом на данного ученика  роль вашего незаменимого помощника.  

 

Помните!

Лучшая профилактика суицида –

родительская, педагогическая и психологическая поддержка!

свернуть
поделиться в:

Интернет-ресурсы: