РУС БЕЛ ENG

Центр эффективных педагогических практик

Центр эффективных педагогических практик системы образования Гродненской области на базе государственного учреждения образования «Гимназия № 3 имени О.И. Соломовой г. Гродно» по теме «Методическое сопровождение самореализации личностного потенциала учащихся в совокупной образовательной среде»

ПОЛОЖЕНИЕ

о центре передовых педагогических практик системы образования Гродненской области

по теме «Методическое сопровождение самореализации личностного потенциала учащихся в совокупной образовательной среде»

  1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Настоящее Положение определяет цели, задачи, условия и порядок организации деятельности, направления работы, структуру Центра эффективных педагогических практик системы образования Гродненской области на базе Государственного учреждения образования «Гимназия № 3 имени О.И. Соломовой г. Гродно» по теме «Методическое сопровождение самореализации личностного потенциала учащихся в совокупной образовательной среде» (далее − Центр).

1.2. Центр – структурное подразделение учреждения образования, на базе которого осуществляется интеграция и концентрация материально-технических, педагогических, информационных, интеллектуальных и других ресурсов образования.

1.3. В своей деятельности Центр руководствуется законодательством Республики Беларусь, нормативными документами Министерства образования, главного управления образования Гродненского областного исполнительного комитета и настоящим Положением.

1.4. Центр осуществляет свою деятельность во взаимодействии с главным управлением образования и отделом образования администрации Октябрьского района г. Гродно, с учреждениями образования, с другими педагогическими, общественными организациями по вопросам своей компетенции и физическими лицами, заинтересованными в вопросах самореализации личностного потенциала учащихся в совокупной образовательной среде.

1.5. Координацию деятельности Центра осуществляет государственное учреждение образования «Гродненский областной институт развития образования», РУМК отдела образования администрации Октябрьского района г. Гродно.

1.6. Центр не является юридическим лицом.

  1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ЦЕНТРА

2.1. Основной целью деятельности Центра является трансляция образцов эффективной педагогической практики методического сопровождения самореализации личности ученика в образовательной среде учреждения образования.

2.2. Задачами Центра являются:

организация методической учёбы педагогических работников Гродненской области по проблеме самопознания и самореализации личностного потенциала учащихся;

обобщение и систематизация эффективного опыта работы учителей учреждения образования по проблеме самопознания и творческой самореализации учащихся в образовательном процессе;

консультирование членов руководства учреждений образования, оказание им информационно-методической помощи по проблеме методического сопровождения творческой самореализации ученика в образовательнмо процессе;

разработка методических рекомендаций по проектированию учебных занятий, ориентированных на самопознание и творческую самореализацию учащихся;

разработка методических рекомендаций для классных руководителей по организации шестого школьного дня, ориентированного на самопознание и творческое самовыражение обучающихся.

  1. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЦЕНТРА

3.1. Методическая учёба педагогов.

Предоставление имеющихся материально-технических, педагогических, информационных, интеллектуальных, программно-методических ресурсов для:

ознакомления педагогов с концептуальными аспектами современных направлений развития дидактики по проблеме самореализации учащихся (метапредметный подход в современной школе, формирование функциональной грамотности, инновационные формы и методы развития творческого потенциала учащихся и др.);

организации выездных семинаров, вебинаров, мастер-классов для педагогов Гродненской области, занятий в Школе коррекции педагогической практики для молодых учителей  по проблемам организационно-методического сопровождения процессов самопознания и творческой самореализации учащихся, формирования функциональной грамотности школьников в контексте преподавания учебных предметов и организации воспитательной работы , планирования шестого дня недели в учреждении образования и др.

3.2. Работа с учащимися и их законными представителями.

Предоставление имеющихся материально-технических, педагогических, информационных, интеллектуальных, программно-методических ресурсов для:

проектирования карт ключевых компетенций, карт успешности  учащихся учреждений образования (по запросу родителей, педагогов);

размещения на сайте Гимназии № 3 имени О.И. Соломовой г. Гродно  и сайте отдела образования администрации Октябрьского района г.Гродно практических рекомендаций психологов и педагогов для учащихся и родителей;

проведения вебинаров по актуальным проблемам сопровождения самореализации личностного потенциала учащихся в совокупной образовательной среде и др.

3.3. Разработка методических рекомендаций по направлениям своей деятельности:

выявление, изучение, обобщение и распространение передового педагогического опыта по проблеме самореализации личностного потенциала учащихся в совокупной образовательной среде;

сопровождение участников республиканских мероприятий;

оказание помощи студентам – будущим учителям по вопросам проектирования учебных занятий, ориентированных на самореализацию личностного потенциала учащихся, формирования функциональной грамотности.

  1. ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЦЕНТРА

4.1. Центр открывается на основании приказа начальника главного управления образования Гродненского облисполкома по заключению экспертного совета на определенный срок, обусловленный востребованностью предлагаемого содержательного направления деятельности.

4.2. Создание Центра не приводит к изменению Устава гимназии № 3 имени О.И.Соломовой г. Гродно.

4.3. Управление Центром осуществляется в соответствии с законодательством в области образования и Уставом учреждения образования и строится на принципах единоначалия и самоуправления.

4.4. Центр возглавляет руководитель, который назначается начальником отдела образования по согласованию с управлением образования Гродненского облисполкома.

4.5. Руководитель Центра несёт ответственность за деятельность Центра и подотчётен директору гимназии № 3 имени О.И. Соломовой г. Гродно в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

4.6. Центр самостоятельно планирует свою деятельность и определяет перспективы развития. Деятельность Центра осуществляется в соответствии с данным Положением и планом работы Центра, согласованным с управлением образования Гродненского облисполкома.

4.7. Для выполнения работ, заданий, связанных с осуществлением учреждением образования функций Центра, издаётся приказ, в котором определяется Совет и состав членов  Центра.

4.8. Для эффективной работы Центра в учреждении образования разрабатывается следующая документация:

 Настоящее Положение;

 план работы на учебный год;

 отчёты о проделанной работе;

 приказы об открытии  Центра;

протоколы заседаний, рассматривающих организацию и содержание работы  Центра.

4.9. Руководителем Центра не реже 1 раза в полугодие проводятся заседания для рассмотрения организации и содержания работы Центра за текущий период.

4.10. Центр ежегодно отчитывается о проделанной работе перед управлением образования Гродненского облисполкома. Отчёты предоставляются в государственное учреждение образования «Гродненский областной институт развития образования» до 10 июня.

4.11. Основанием для прекращения деятельности Центра является приказ главного управления образования Гродненского облисполкома.

  1. СТРУКТУРА ЦЕНТРА, РУКОВОДСТВО

5.1. Структуру Центра составляют:

Совет Центра. В состав Совета входят 4 представителя гимназии №3 г. имени О.И. Соломовой г. Гродно и 1 представитель от РУМК отдела образования администрации Октябрьского района г. Гродно.

Группа педагогов – членов Центра. 

Школа коррекции педагогической практики.

5.2. Непосредственное руководство текущей деятельностью Центра осуществляет руководитель, назначаемый на должность и освобождаемый от должности приказом директора.

5.3. К работе Центра может привлекаться научный консультант инновационного проекта, осуществлять консультации на договорной основе, при этом оплата труда может производиться и из привлеченных внебюджетных средств гимназии № 3 имени О.И. Соломовой г. Гродно.

  1. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ

6.1. Руководитель Центра имеет право:

вносить отделу образования администрации Октябрьского района  г.Гродно предложения о поощрении (объявлении благодарности, награждении грамотами и т.п.) педагогов – членов  Центра и привлекаемых лиц;

транслировать результаты работы Центра в периодической научно-методической печати, научно-практических конференциях различного уровня.  

6.2. Руководитель Центра обязан:

своевременно информировать Совет Центра, директора Гимназии № 3 имени О.И. Соломовой г. Гродно о проблемах, связанных с деятельностью  Центра;

осуществлять постоянный контроль за качеством выполнения плана работы Центра на учебный год.

  6.3. Педагоги – члены  Центра имеют право:

выбора форм, методов и средств трансляции авторских дидактических систем по направлениям работы Центра;

внесения дополнений и предложений в план работы Центра на учебный год;

стимулирования своей деятельности по направлениям работы Центра в соответствии с коллективным договором учреждения образования.

6.3. Педагоги – члены  Центра обязаны:

транслировать образцы эффективной педагогической практики по проблеме самореализации личностного потенциала учащихся в совокупной образовательной среде, формирования функциональной грамотности школьников в процессе преподавания учебных предметов и организации воспитательной работы;

своевременно информировать руководителя Центра о возникающих проблемах, связанных с разработкой и опубликованием методических рекомендаций по вопросам самореализации личностного потенциала учащихся;

принимать участие в научно-практических конференциях различного уровня в целях трансляции инновационных педагогических идей по теме работы Центра.

  1. ПОРЯДОК ВНЕСЕНИЯ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В НАСТОЯЩЕЕ ПОЛОЖЕНИЕ

7.1. Положение о  Центре передовых педагогических практик системы образования Гродненской области на базе Государственного учреждения образования «Гимназия № 3 имени О.И. Соломовой г. Гродно» принимается решением педагогического совета учреждения образования, вступает в силу после утверждения приказом руководителя учреждения образования.

7.2. В настоящее Положение могут быть внесены необходимые изменения и дополнения в установленном законодательством порядке.

План работы областного центра эффективных педагогических практик  «Методическое сопровождение самореализации личностного потенциала учащихся в совокупной образовательной среде»

на базе государственного учреждения образования «Гимназия № 3 имени О.И.Соломовой г. Гродно» (далее – Центр)

на 2024/2025 учебный год

 

п/п

Название мероприятия

Дата, время, место проведения

Форма проведения

Предполагаемая категория слушателей

Предполагаемый результат, ресурс /

Предлагаемые слушателям методические продукты, ресурсы

I ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ

1

Заседание совета Центра

Сентябрь 2024 далее по необходимости

Заседание

Члены совета

 Центра

План работы Центра на 2024/2025 учебный год

2

Работа по наполнению страницы Центра на сайте гимназии

В течение года

 

Члены совета

 Центра

Вкладка на сайте гимназии о работе Центра

3

Работа по накоплению материалов по проблеме работы Центра в ИБЦ гимназии

В течение года

 

Члены совета

Центра

Систематизация методических и и дидактических материалов

4

Определение учреждений для сотрудничества

Октябрь 2024

Встреча с кураторами

Члены совета

Центра

График участия в мероприятиях

5

Проведение установочных семинаров творческих групп педагогов, задействованных в работе Центра в 2024/2025 учебном году

Октябрь 2024

Совещание творческой группы

Члены творческих групп

Программа работы по подготовке мероприятий

6

Подготовка материалов для гимназической газеты о работе Центра

В течение года

Заседания

Члены редакционной коллегии

Выпуск газеты

7

Участие в работе школьного исследовательского общества учащихся «Поиск»

В течение года

Конференция

Учащиеся 9-11 классов

 Исследовательские работы учащихся 9-11 классов

8

Определение задач совместной  работы методического совета, учебно-методических объединений по проблеме формирования функциональной грамотности учащихся

Сентябрь

Совместное заседание

Члены совета Центра,  методического совета

Скоординированность планов

II ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ РАЙОННЫХ МЕРОПРИЯТИЙ (участие в районных мероприятиях)

1

Методические объединения учителей математики, физической культуры и здоровья и др. Октябрьского района г. Гродно

В течение года, согласно плану работы

заседания

учителя Октябрьского

района г. Гродно

Участие руководителей  УМО  гимназии

 

2

Организация проведения олимпиад по учебным предметам «Математика» и «Физика» для учащихся учреждений образования Октябрьского района

В течение года, согласно плану работы

Олимпиада

учителя математики, физики

Участие  педагогов и учащихся

3

Проведение Зимнего турнира юных математиков и физиков учреждений образования Октябрьского района

Январь 2025

Турнир

учащиеся 5-7 классов

Участие в турнире  команды гимназистов

5

Подготовка учащихся учреждений Октябрьского района к третьему этапу республиканской олимпиады по математике

Ноябрь-декабрь 2024

учебно-тренировочные сборы

победители II (районного) этапа республиканской олимпиады по

Трансляция опыта работы тренеров гимназии и других учреждений Октябрьского района

6

 Подготовка учащихся учреждений Октябрьского района к заключительному этапу республиканской олимпиады по математике

Февраль-март

Учебные сборы

Победители третьего этапа олимпиады

Подготовка дидактических материалов, работа тренеров гимназии

 

 

 7.

Семинар-практикум по теме «Формирование финансовой,  социальной и креативной грамотности в учебной и внеурочной деятельности как условие   самореализации личностного потенциала учащихся»

Январь 2025

Семинар-практикум

Учителя, учреждений образования   Октябрьского района  г. Гродно

Трансляция опыта работы педагогов гимназии, рекомендации

III ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ОБЛАСТНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ (участие в областных мероприятиях)

1

Повышение квалификации для слушателей ГрОИРО

По запросу

Лекции

Учителя, учреждений   Гродненской области, проходящие курсовую переподготовку

Трансляция опыта работы Андришак Г.Г., Разумова Е.В., Т.С. Прискоки

2

Семинар-практикум по теме «Формирование читательской грамотности в учебной деятельности как условие самореализации личностного потенциала учащихся»

Ноябрь  2024

Семинар-практикум

Учителя, учреждений образования   Гродненской области

 

Трансляция опыта работы педагогов гимназии, рекомендации

3

Консультационный центр: 1.«Эффективные приёмы развития читательской грамотности»

2. «Эффективные приемы формирования математической грамотности»

3. «Школа социального успеха в условиях летнего оздоровления»

4. Фомирование социальной грамотности средствами музейной педагогика

в течение года

по запросу

консультации, онлайн-консультации

учителя русского языка,

 

математики, заместитель директора по воспитательной работе, руководитель музея

Предоставление материалов Центра

IV ОРГАНИЗАЦИЯ СЕТЕВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

1

Интернет-олимпиада по математике

Апрель

интернет-олимпиада

учащиеся 4-7 классов учреждений образования Октябрьского района г. Гродно

Организация и проведение интернет-олимпиады

2

Участие в веб-семинарах, конференциях, вебинарах, онлайн-педсоветах

В течение года

Интернет-мероприятия

Педагоги области,  СОШ №461 г. Санкт-Петербурга

Трансляция опыта

3

Размещение информации о работе ресурсного центра на сайтах гимназии, отдела образования, спорта и туризма Октябрьского района г.Гродно, ГрОИРО

В течение года

Информация

Педагоги учреждений образования  других регионов

Трансляция опыта

V.   ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ

1

Участие в мероприятиях к 80-летию Победы

Май

Научно-практическая конференция

Педагоги и учащиеся России, Беларуси

 

Педагоги СОШ №461 г. Санкт-Петербурга

Обмен опытом

2

«На перепутье двух дорог «Россия и Беларусь – одна история»

Май

Телемост-форум

Обмен опытом

VI.  ТРАНСЛЯЦИЯ ОПЫТА В ПЕРИОДИЧЕСКОЙ ПЕЧАТИ И НАУЧНО_МЕТОДИЧЕСКИХ ИЗДАНИЯХ

1

Формирование читательской грамотности на уроках русской литературы

В течение года

Статья

О.С. Лышова

Публикации в периодическом или методическом издании   

2.

Формирование исследовательской грамотности при написании научных работ учащими

В течение года

Статья

И.В. Таранко

Публикации в периодическом или методическом издании

2

Участие в научно-практических конференциях

В течение года

научно-практическая конференция

педагогическая общественность

Участие в работе конференции с публикацией материалов

VII.  ОРГАНИЗАЦИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

1

«ОЛИМП-ПРЕМИУМ»(занятия по подготовке районной команды к республиканской олимпиаде по математике)

В течение года

Курсы преподавателей факультета математики ГрГУ им. Я. Купалы

Учащиеся учреждений образования Октябрьского района

Обмен опытом

2

Подготовка к практическим этапам олимпиады на базе университетов города

 

В течение года

Экспериментальные опыты

Учащиеся учреждений образования Октябрьского района

Развитие у учащихся навыков экспериментальной работы

                     VIII.УЧАСТИЕ В РЕСПУБЛИКАНСКИХ МЕРОПРИЯТИЯХ

1

Участие  в  республиканских семинарах, педагогических чтениях, лекциях, конференциях

 

В течение года

Семинары, лекции, конференции

Педагоги учреждений образования

Обмен опытом

 

Дорожная карта мероприятий, направленных на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся государственного учреждения образования «Гимназия №3 имени О.И.Соломовой  г.Гродно» на 2024-2025  годы

Цель: создание условий для формирования функциональной грамотности среди обучающихся 1-11 классов посредством актуализации метапредметных связей в образовательном процессе, формирования у обучающихся и воспитанников умений, способствующих эффективному построению будущей образовательной и профессиональной деятельности для обеспечения высокого уровня качества жизни в условиях быстро меняющихся условий окружающего мира.

 Задачи:

  1. Знакомиться с новыми аспектами процесса формирования функциональной грамотности.
  2. Выявить возможности активизации метапредметных связей как условия формирования функциональной грамотности обучающихся.
  3. Повысить квалификацию педагогических кадров через ознакомление учителей с разрабатываемыми подходами к формированию и оценке ФГ и банком открытых заданий для обучающихся.
  4. Провести диагностику сформированности функциональной грамотности обучающихся.
  5. Создать банк заданий и межпредметных технологий для формирования функциональной грамотности обучающихся
  6. Повысить качество внеурочной работы с учетом реализации задач формирования функциональной грамотности.

Ожидаемые результаты:

  1. Разработка модели формирования функциональной грамотности педагогами гимназии.
  2. Создание условий для формирования функциональной грамотности обучающихся.
  3. Создание банка метапредметных заданий.

№ п/п

Наименование мероприятия

Срок реализации

Ответственный

1.

Нормативно-правовое обеспечение

 

1.1.

Изучение  нормативных и методических материалов по вопросам формирования и оценки функциональной грамотности

Постоянно

Заместители директора по УР

1.2.

 Разработка мероприятий по формированию  и оценке функциональной грамотности обучающихся  на 2024/2025учебный год

Апрель 2024 

Заместители директора по УР

2.

 Организационно-технологическое сопровождение и образовательные события, направленные на формирование функциональной грамотности обучающихся

2.1

Проведение анкетирования педагогического коллектива (выявление трудностей и имеющегося положительного опыта по формированию функциональной грамотности обучающихся на уроке, во внеурочной деятельности, предложения по реализации формирования функциональной грамотности обучающихся)

Май 2024

Заместители директора по УВР

2.2.

Педагогический совет «Формирование и развитиесоциальной,креативной, финансовой, глобальной функциональной грамотности – одна из основных задач современного школьного образования». Результаты диагностических работ по ФГ

Декабрь 2025

Заместители директора по УР

2.3

Участие обучающихся школы в

конкурсах, олимпиадах по развитию функциональной грамотности разных возрастных групп под руководством педагогов

2024–2025

 

Учителя-предметники

2.4

Ведение информационно-просветительской работы с родителями, представителями средств массовой информации, общественностью по вопросам функциональной грамотности

Родительские  собрания по теме «Роль родителей в формировании функциональной грамотности детей»

Дни открытых уроков  

2024–2025

Апрель  2024

 

2024 – 2025

 

Руководство, педагоги

Классные руководители

Руководители УМО

Заместители директора

Руководители УМО

3.

 Непрерывное профессиональное развитие педагогов в области формирования функциональной грамотности обучающихся

3.1.

Участие педагогических работников в обучающих вебинарах по вопросам формирования функциональной грамотности обучающихся, в педагогических мастерских, семинарах, конференциях по вопросам формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся

Взаимопосещение уроков по теме «Практическое применение заданий по формированию функциональной грамотности обучающихся на уроках»

Проведение открытых учебных занятий и занятий по внеурочной деятельности по формированию функциональной грамотности у обучающихся

В течение 2024 –2025 г.

 

2024–2025 г.

 

Сентябрь-ноябрь 2024 г.

 

3.2.

Заседание МО по теме: «Эффективные педагогические подходы к формированию функциональной грамотности обучающихся как ключевой ориентир повышения качества образования»

Декабрь 2025

 Руководители УМО

3.3.

Формирование базы тестовых заданий для проведения сформированности читательской, естественнонаучной, финансовой, математической грамотности, глобальных компетенций, креативного мышления.

Октябрь 2024

Заместители директора

3.4.

Внедрение в учебный процесс практико-ориентированных заданий для оценки функциональной грамотности обучающихся.

В течение  2024–2025г.

Заместители директора

 

Отчет о работе областного центра эффективных педагогических практик «Методическое сопровождение самореализации личностного потенциала учащихся в совокупной образовательной среде» за 2023/2024 учебный год (открыть)

 

Целеполагание при формировании ФГ (открыть)

Приемы формирования читательской грамотности (открыть)

Функциональная грамотность, материалы семинара (открыть)

Примеры заданий по ФГ (открыть)

Чек-лист- анализ урока (открыть)

поделиться в: