ПОЛОЖЕНИЕ
об ученическом самоуправлении
Государственного учреждения образования «Гимназия № 3 имени О.И.Соломовой г. Гродно» «Доминанта»
- Общие положения.
1.1.Ученическое самоуправление призван активно содействовать становлению сплоченного коллектива как действенного средства воспитания обучающихся, формированию у каждого из них сознательного и ответственного отношения к своим правам и обязанностям.
1.2. В своей деятельности ученическое самоуправление руководствуется Кодексом об образовании Республики Беларусь, Уставом Гимназии, а также настоящим Положением и локально - правовыми актами Гимназии.
1.3.Высшим органом ученического коллектива Гимназии является общее собрание или ученическая конференция, во главе которого находится лидер.
1.4. Ученический совет возглавляет председатель, избираемый учащимися 5-11 классов тайным всеобщим голосованием.
1.5. Ученический совет состоит из центров, возглавляемых руководителями подразделений.
1.6. Ученики 1 ступени образования (1-4 классы) знакомятся с деятельностью ученического самоуправления через свое участие в различных гимназических и внегимназических мероприятиях.
1.7. Ученики 2 ступени образования (5-8 классы) принимают участие в организации и проведении различных мероприятий.
1.8 Ученики 3 ступени образования (9-11 классы) принимают участие в организации и проведении различных мероприятий.
2. Цель и задачи школьного самоуправления.
2.1. Цель ученического самоуправления – формирование высоконравственной творческой, активной личности на основе приобщения к ценностям общечеловеческой национальной культуры и содружества учителей и учеников разных возрастов.
2.1.1. Целью деятельности ученического совета является реализация права обучающихся на участие в управлении образовательным учреждением.
2.1.2. Ученическое самоуправление Гимназии называется «Доминанта»:
господствующей признается идея, которая, по мнению учащихся, служит творческому содружеству учителей и учащихся.
- 1.3. Задачами гимназического самоуправления «Доминанта» являются:
- становление воспитательной системы через формирование единого общешкольного коллектива;
- приобщение личности к общечеловеческим ценностям, усвоение личностью социальных норм через участие в общественной жизни Гимназии;
- создание условий для самовыражения, самоутверждения и реализации каждой личности через предоставление широкого выбора направлений и видов деятельности;
- развитие творчества, инициативы, формирование активной гражданской позиции обучающихся;
- создание условий для развития отношений заботы друг о друге, о младших, взаимоуважения детей и взрослых.
2.1.4. Ученическое самоуправление принимает активное участие в организации трудового воспитания и профориентации, внеурочной воспитательной работы, развитии самообслуживания, выработке у учащихся бережного отношения к общественной собственности, в воспитании сознательной дисциплины и культуры поведения обучающихся, способствует выполнению всеми учащимися правил внутреннего распорядка Гимназии, единых педагогических требований.
2.1.5. Ученическое самоуправление организует самообслуживание в школе: уборку классов, кабинетов и других помещений, благоустройство пришкольной территории, способствует сохранности оборудования классных комнат и учебных кабинетов.
- Функции ученического самоуправления «Доминанта»
3.1. Выступает от имени учащихся при решении вопросов жизни Гимназии: изучает и формулирует мнение обучающихся по вопросам школьной жизни, представляет позицию учащихся в органах управления школой, разрабатывает предложения по совершенствованию образовательного процесса.
3.2. Содействует реализации инициатив учащихся во внеучебной деятельности: изучает интересы и потребности школьников в сфере внеучебной деятельности, создаёт условия для их реализации.
3.3. Содействует разрешению конфликтных вопросов: участвует в решении школьных проблем, согласовании интересов учащихся, учителей и родителей, организует работу по защите прав учащихся.
4. Права и обязанности.
4.1. Органы ученического самоуправления обладают реальными правами и несут реальную ответственность за свою работу.
4.2. Любой ученик Гимназии, равно как и органы школьного ученического самоуправления, имеет право:
- на уважение своей чести и достоинства;
- выражать и отстаивать личные интересы и интересы своих классов;
- на выбор своих органов ученического самоуправления;
- на участие в управлении школьными делами;
- открыто и корректно выражать свое мнение, высказывать свои предложения для рассмотрения их в дальнейшем;
- объединяться в любые творческие группы, комитеты, клубы и т.д., не противоречащие своей деятельностью целям и задачам ученического самоуправления, Уставу Гимназии;
- размещать на территории школы информацию в отведенных для этого местах (на стенде) и на гимназическом сайте, получать время для выступлений своих представителей на часах общений и родительских собраниях;
- знакомиться с нормативными документами Гимназии и их проектами и вносить к ним свои предложения;
- получать от администрации школы информацию по вопросам жизни Гимназии;
- пользоваться организационной поддержкой должностных лиц школы, отвечающих за воспитательную работу, при подготовке и проведении мероприятий ученического самоуправления;
- вносить в администрацию школы предложения по совершенствованию образовательного процесса в Гимназии;
- создавать печатные органы;
- устанавливать отношения и организовывать совместную деятельность с ученическими самоуправлениями других учебных заведений;
- использовать оргтехнику, средства связи и другое имущество школы по согласованию с администрацией;
- вносить предложения в план воспитательной и идеологической работы Гимназии;
- представлять интересы учащихся в органах и организациях вне Гимназии;
- участвовать в формировании составов школьных делегаций на мероприятиях городского уровня и выше;
- осуществлять иные полномочия в соответствии с законодательством и Уставом Гимназии.
4.3. Учащиеся, входящие в органы ученического самоуправления обязаны:
- показывать пример в учебе, труде, беречь школьную собственность, соблюдать учебную и трудовую дисциплину, нормы поведения;
- заботиться об авторитете своей Гимназии;
- информировать классы о своей деятельности.
5. Порядок формирования и структура Ученического совета.
- Система ученического самоуправления имеет 2 уровня:
- первый (базисный) уровень – классное самоуправление;
- второй – гимназическое самоуправление.
- Ученическое самоуправление формируется на выборной основе сроком на один год.
- В состав Ученического самоуправления входят учащиеся 8–11 классов, делегируемые классными коллективами.
- Ученическое самоуправление самостоятельно определяет свою структуру, избирает из своего состава Председателя ученического совета.
- Председатель Ученического самоуправления выбирается путём прямого голосования из делегируемых членов.
5.6. В соответствии с основным содержанием образовательной деятельности Гимназии Совет образует центры:
- Центр ЗНАНИЙ;
- Центр КУЛЬТУРА;
- Центр ЗДОРОВЬЯ;
- ПРЕСС-ЦЕНТР;
- Центр ЗАБОТЫ И ПОМОЩИ;
- Экоцентр.
5.7. Общие функции центров:
- выработка и принятие решения;
- доведение принятого решения до классов;
- организация выполнения принятого решения;
- создание условий для выполнения принятого решения;
- получение информации о ходе выполнения решения, ее анализ, учет, оценка деятельности, контроль.
5.8.Заседания Совета проходят 1 раз в месяц (по мере необходимости могут проводиться чаще).
5.9.Совет взаимодействует с органами самоуправления педагогов и родителей. Председатель ученического самоуправления (члены) принимает участие в работе педагогического совета, совещаниях при директоре школы, на которых обсуждаются вопросы жизнедеятельности коллектива учащихся, подготовка и проведение общешкольных мероприятий, взаимодействие Гимназии с другими воспитательными учреждениями.
6. Принципы построения и развития гимназического самоуправления.
6.1. Выборность всех органов самоуправления педагогов, учащихся, родителей.
6.2. Обеспечение развития детского самоуправления педагогическим руководством.
- Широкая гласность и открытость в деятельности органов школьного гимназического самоуправления.
6.4. Свобода критики и обмена мнениями по любым вопросам школьной жизни, деятельности органов гимназического самоуправления.
6.5. Систематическая сменяемость членов гимназического самоуправления, обновляемость видов деятельности.
- Гуманность к каждому отдельному человеку, приоритетность интересов учащихся.
7. Взаимосвязь с другими органами ученического самоуправления.
7.1.Связь совета с классными коллективами осуществляется через старост, председателями, избираемых классными собраниями.
7.2.Классное собрание - коллективный орган ученического самоуправления в классе - проводится не реже одного раза в месяц.
7.3.Классное собрание принимает решения по вопросам деятельности классного коллектива, заслушивает информацию о решениях ученического самоуправления, намечает конкретные меры по выполнению этих решений.
8. Содержание деятельности органов самоуправления.
8.1.Содержание работы органов самоуправления определяется исходя из ведущих видов деятельности, характерных для организации внеурочных занятий в Гимназии.
Такими видами деятельности являются:
- познавательная деятельность – предметные недели, встречи, интеллектуальные игры, диспуты, конференции, консультации (взаимопомощь учащихся в учебе);
- спортивно-оздоровительная деятельность - организация работы спортивных секций, спартакиада, соревнования, дни здоровья;
- художественно-эстетическая деятельность – концерты, праздники, конкурсы, встречи;
- шефская деятельность – помощь младшим, забота о старших;
- информационная деятельность - письменная информация о жизни классов, центров Гимназии.
Учащиеся принимают активное участие в подготовке и организации видов деятельности.
9. Основными критериями эффективной деятельности ученического самоуправления в школе являются:
- Включенность учащихся в организацию образовательной деятельности и управление ею.
- Умение учащихся организовать деятельность коллективов.
- Осознание ответственности за достижение совместных целей.
- Умение анализировать и определять программу на перспективу.
- Условия исключения из состава ученического самоуправления
Участник ученического самоуправления может быть исключен из его состава большинством голосов при:
- не соблюдении основных прав и обязанностей, прописанных в данном положении;
- нарушении школьных правил и дисциплины;
- непосещении заседаний Совета более 3 раз без уважительной причины;
- бездействие и безынициативность.
11.Заключительные положения Настоящее положение вступает в силу с момента утверждения;
11.2. Изменения в настоящее положение вносятся Советом школы по предложению ученического совета (гимназической конференции).