РУС БЕЛ ENG

Опыт работы

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ
 реализации инновационного проекта «Внедрение модели формирования социальной

успешности учащихся учреждения общего среднего образования»

государственного учреждения образования «Гимназия № 3 г. Гродно»

Срок реализации проекта: 2016 –2019 годы

 

Актуальность проекта

Социально-экономические изменения современного общества свидетельствуют о необходимости подготовки инициативных, творчески активных молодых людей, обладающих высокой личностной культурой, ориентированных на социально-значимый успех и позитивную самореализацию во всех сферах жизнедеятельности.

В связи с этим перед учреждением образования стоит задача готовить молодых людей,  способных адаптироваться к окружающему миру и творчески его преобразовывать. 

Задачи проекта

На практическом и аналитическом этапах реализации проекта были определены и решались следующие задачи:

-       развитие образовательной среды социализации и саморазвития учащихся гимназии;

  • психолого-педагогическое сопровождение участников инновационного проекта;
  • повышение образовательного уровня всех участников инновационного  проекта в вопросах формирования социальной успешности учащихся;
  • осуществление дидактического обеспечения реализации модели формирования социальной успешности учащихся гимназии;
  • развитие системы управления инновационной деятельностью гимназии;
  • обобщение результатов инновационной деятельности, представление инновационного педагогического опыта в форме методических рекомендаций по внедрению модели формирования социальной успешности учащихся гимназии в массовую образовательную практику.

 

Методический аспект

В течение трех лет реализации инновационного проекта педагогический коллектив государственного учреждения образования «Гимназия № 3 г. Гродно» работал над проблемой развития образовательной среды гимназии, ориентированной на формирование социальной успешности учащихся.

С этой целью участниками инновационной деятельности осуществлялось социально-педагогическое и психологическое сопровождение учащихся и их родителей; учителями и социальными партнерами апробированы современные методики и технологии воспитания и обучения учащихся.

Ежегодно в  сентябре проводилась методическая учеба педагогов-инноваторов по теме «Согласование инструментария психолого-педагогического сопровождения реализации инновационного проекта», на котором определялись критерии и показатели результатов инновационной деятельности педагогов-инноваторов на этапах  внедрение модели, а также формы представления инновационного педагогического опыта: выступления на семинарах, открытые воспитательные мероприятия, выступления в работе  методических объединений, педагогическом совете.

Повышению профессионального мастерства сопутствовали постоянно действующие в течение трех лет семинары-практикумы для участников инновационного проекта:

-  «Педагогическое исследование: алгоритм исследовательской деятельности, методы, ведение дневника, обобщение и трансляция инновационного опыта»;

- «Анализ состояния проблем гражданско-патриотического воспитания в контексте формирования социальной успешности учащихся»;

-  «Гендерная культура в воспитании: от теории к практике»;

- «Здоровьесозидание как приоритет социально успешного человека». 

С целью повышения методологической культуры педагогов проводились методические объединения классных руководителей:

-  «Инновационная деятельность педагогов-инноваторов»;

- «Возможности социального партнерства в развитии социальной успешности учащихся. Практики, опыт»;

- «Реализация проекта «Школа социального успеха» в условиях шестого  школьного дня».

 - Организована работа творческой лаборатории для педагогов «Формирование социальной успешности подростков», «Инновационные практики в работе Школы социального успеха в период летних каникул».

 

 «Формирование компетенции ценностно-смысловой ориентации в мире у учащихся средствами учебного предмета обществоведение»

Развитие содержательных блоков инновационного пространства

 

 

«Формирование и развитие у учащихся уверенности в себе, позитивного самовосприятия, навыков самопрезентации в процессе организации и функционирования «Школы творчества»

«Развитие компетенции личностного самосовершенствования  как составляющей  социальной успешности у учащихся на уроках географии»

 «Развитие у учащихся мотивации к самопознанию и самовоспитанию в контексте деятельности  «Школы профессионального самоопределения»

«Развитие внутренней потребности учащихся в саморазвитии как фактора социальной успешности (на примере уроков биологии)»

«Формирование гендерной культуры учащихся в условиях функционирования «Школы будущего семьянина»

Схема 1. Развитие содержательных блоков инновационной  среды

 

Структурно-содержательные блоки

1. Социально успешная личность

Первостепенная задача гимназии в формировании  социально успешной личности – построение образовательной среды учреждения, в которой  каждый учащийся максимально раскрывал бы свои способности и реализовывал потребности, участвуя  в сферах социально  значимой  деятельности, приобретал и наращивал  «опыт  социальной успешности». 

Проектируя образовательную среду учреждения, мы определили сферы социально  значимой  деятельности (профессиональную, общественную, учебную, досуговую деятельности, деятельность по решению проблем, социальному и семейному взаимодействию, конструктивному отношению к здоровью),  в которых учащийся может добиться успеха. Достижение социальной успешности личности в каждой из сфер деятельности  определяется обретением целой системы умений таких, как учиться, заботиться о своем здоровье и здоровье окружающих, определяться  с выбором профессии, конструктивно решать проблемы и взаимодействовать  с людьми, готовность к семейной жизни и воспитанию детей, самореализации.

 

 Схема 2. Структура формирования социальной успешности личности

2. Образовательная среда учреждения образования как «Школа социального успеха»

Основная цель – создание сообществ (учителей, учащихся, родителей, социальных партнеров) в образовательной среде гимназии, способных проектировать, моделировать   и развивать идеи «Школы социального успеха».

Образовательное пространство гимназии как «Школа социального успеха» ориентировано на гуманитарные способы взаимодействия с обществом, со средой, на развитие новых  способов взаимодействия  учеников, учителей, родителей, социальных партнеров. Образовательная среда гимназии как «Школа социального успеха» основывается  на принципах:

  • успеха и успешности как обязательного условия и как нормы полноценной жизни ученика;
  • педагогической поддержки - создание  педагогических  условий, способствующих  формированию  социальной успешности подростка;
  •   событийности  общности;
  •   самоанализа – определение учащимися своих  способностей,  возможностей,  желаний,  размышления насчет имеющихся у них признаков социальной успешности;
  • открытости  образования;
  • природосообразности; 
  • учета возрастных особенностей
  • диалогизации,  предусматривающей приоритетность диалогических форм деятельности, равноправное партнерское общение в ходе взаимодействия в системе «педагог-учащийся-родители»»;
  • целостности, предполагающей взаимодействие всех субъектов и направлений образовательной деятельности.

Образовательная среда гимназии как «Школа социального успеха» организована по двум ведущим направлениям: организация урочной и внеурочной деятельности

 

НАПРАВЛЕНИЯ

урочная деятельность

внеурочная деятельность

Основная цель – создание среды урочной деятельности Гимназии, содействующей развитию социальной успешности учащегося. 

Цель – создание условий, благоприятствующих разностороннему раскрытию потенциальных качеств  учащегося как  «личности успешной», формирующих позитивную социальную оценку его возможностей через активное вовлечение в социально-значимые сферы деятельности. 

В рамках учебной деятельности обеспечиваются условия для создания учебных общностей обучающихся и учителей, в которых «выращиваются» отношения учебного сотрудничества.

В рамках внеурочной деятельности организуются «Школы социального успеха» (сообщества, объединяющих коллектив (разновозрастной) по направлению социально-значимой деятельности) для гимназистов по следующим направлениям:

Педагоги организуют урок  как  фактор жизнедеятельности учащихся. С мировоззренческих позиций это действительная жизнь, проживание и осмысление которой свершается здесь и сейчас. Это выражается  в организации совместного творчества на уроке и в совместной деятельности; в проявлении и заявлении активной позиции на уроке;  в создании атмосферы психологического комфорта; в учете возрастного, поведенческого компонентов личности; в приобщении учащихся к культурным ценностям жизни;  в возможности выбора социального партнера, способного акцентировать учебный материал.

 

  • «Школы общения», направленной на выработку конструктивных навыков межличностного взаимодействия;
  • «Школы профессионального самоопределения», обеспечивающей профессиональную ориентацию и определение склонностей учеников;
  •  «Школы творчества», направленной на реализацию творческих способностей обучающихся;
  • «Школа ФОРУМ-театр», развивающая компетенцию обоснованного выбора, учитывая позицию разных категорий социума, формирует стрессоустойчивость и креативность участников;
  •  «Школы будущего семьянина», ведущей подготовку к выполнению социальных ролей супруга (супруги), родителей.

 

Педагоги выбирают такие технологии, которые ставят  учащегося в позицию исследователя, пропагандиста достигнутого знания, педагога по отношению к другим детям – сверстникам или младшим. 

 «Школа» работает по принципу волонтерства. Куратором «школы» является педагог, возглавляет ее руководитель из числа учеников, работу организует актив.

 

В организации урочной деятельности реализуются активные формы и методы: уроки носят чаще интегрированный характер.   Увеличится доля таких уроков, как урок – исследование, уроков на основе групповой технологии, уроки дифференцированного обучения, уроки на основе индивидуально-типологического подхода, уроки-тренинги, уроки с использованием ИКТ-технологий.

Предпочтительные формы обучения - активные формы и методы работы: занятия с элементами тренинга, интерактивная педагогика, игровые, диалоговые и проектные технологии, интернет-технологии,  организация КТД, обучение по принципу «равный обучает равного».

 

Возможности урочной и внеурочной деятельности для развития

 и формирования личности воспитанника:

личность ученика приобретает необходимые ему в жизни  компетенции: он умеет осуществлять взаимодействие в различных жизненных ситуациях; имеет глубокие предметные здания, умения и навыки и соотносит их  с реальностью, владеет основными информационными навыками и навыками работы с ПК, приобретает опыт бесконфликтного общения.

  • свобода выбора деятельности (ее содержания и форм) и такой деятельности, которая позволяет ему достичь наибольшего успеха, наивысшего самовыражения;
  • построение диалоговых отношений с людьми различных возрастов и социальных групп;
  • более интенсивное и разноплановое исполнение различных ролей;
  • выбор различных коллективов, общностей и возможность их смены.

Методическая практика

В течение трех лет  реализации инновационного проекта педагоги-психологи оказывали поддержку участникам инновационной деятельности: развивали мотивационную сферу личности учащихся и педагогов в реализации проекта. Педагоги-психологи использовали комплекс психологических исследований (диагностик), наблюдение, проводили обучающие и развивающие мероприятия для педагогов, учащихся и родителей.

На протяжении трех лет были организованы взаимообучение, взаимопосещение классных часов, воспитательных мероприятий, обсуждение практических и диагностических материалов, что позволило повысить методический уровень педагогов-инноваторов по вопросам реализуемого проекта.

В результате теоретической подготовки были выявлены условия и разработаны концептуальные представления о формировании социальной успешности учащихся, механизмах и способах ее формирования в образовательном пространстве гимназии. Кроме этого, презентация опыта работы педагогов учреждения образования осуществлялась:

- на  методических объединениях классных руководителей «Возможности воспитательного пространства гимназии в формировании социальной успешности учащихся. Принцип событийности в процессе формирования социальной успешности» (12.10.2016 года); «Формирование социальной успешности учащихся через  использование информационно-коммуникационных технологий в деятельности классного руководителя» (03.02. 2017 года), «Возможности социального партнерства в развитии социальной успешности учащихся. Сотрудничество гимназии  с учреждениями дополнительного образования» (2017 г.), «Из опыта работы «Школы профессионального самоопределения учащихся» (2017 г.), «Ученическое самоуправление, волонтеры-тренеры «равного обучения» как путь повышения социальной активности обучающихся» (22.11.2017г.).; «Социальная успешность подростка как необходимое условие конкурентноспособности и социальной адаптированности выпускника в современном обществе (из опыта работы “Школы общения”)”,  “Использование МЕТОДА форум-театра в формировании социальной успешности учащихся», “Школа творчества” – возможности творческой самореализации учащихся”, «Работа педагога-куратора  по подготовке волонтеров-тренеров к  деятельности «Школы будущего семьянина» и «Школы профессионального самоопределения» (30.01.2018г.);

- на психолого-педагогическом консилиуме «Адаптация учащихся 10-х классов к условиям профильного обучения в гимназии: проблемы и пути их решения»;

-на открытых мероприятиях в рамках профориентационной декады «Дороги, которые ты выбираешь» (ежегодно, для учащихся 8-11-х классов), КТД - «Фестиваль национальных культур» (декабрь), месячника гражданско-патриотических дел «Храним прошлое, ценим настоящее, строим будущее» (январь-февраль), Недели русской и белорусской словесности  (февраль-март), Недели естественнонаучных дисциплин (март), часах общений «Формула моего успеха» (8-10-е  классы), Недели гимназиста:«Гимназист – это звучит гордо!» (февраль); в рамках организации   интерактивных перемен «Слагаемые успеха» (в течение декабря), конкурса творческих работ на тему "SightsofLondon" (февраль); конкурса-выставки «Своими руками», «Бери и делай» для учащихся II – III ступени образования (демонстрация продуктов творчества гимназистов как самовыражения личности); Недели «Моя формула успеха»  и др.

- в деятельности творческой лаборатории для педагогов «Формирование социальной успешности подростков» с приглашением медиаторов из ГрГУ им. Я.Купалы (2017г.), врача-сексопатолога из Гродненского областного клинического центра «Психиатрия-наркология» (Мельникова А.Н., 2018г.);

- 10.04.2019 г. гимназия приняла участие в работе семинара "Организация системы формирования социальной успешности учащихся в учреждении общего среднего образования", г.Мозырь.

На протяжении трех лет реализации проекта гимназия № 3 г. Гродно, как открытое воспитательное пространство, дистанционно (в онлайн-режиме) подключала к теме инновационного проекта  учреждение образования СОШ № 461 г. Санкт-Петербурга (педсовет «Социальная успешность в контексте гражданско-патриотического воспитания учащихся», февраль 2017г.), партнеров по инновационному проекту ГУО «Лицей №1 г. Гродно» (педсовет «Социальная успешность учащихся средствами детских  инициатив» (февраль 2018 г.).

В ходе конструктивного диалога между участниками педагогического совета учителя учреждений образования продолжили обмен опытом инновационными практиками через совместный семинар-практикум «Модель технологии воспитания отношений сотрудничества в ходе актуализации жизненного опыта старшеклассников (педагогические инновационные практики)» в 2018/2019 учебном году (с партнерами по проекту из лицея №1 г. Гродно); в 2018 г.  – семинар-практикум «Гендерный подход в воспитании: от теории к практике» (участники: учителя учреждения образования ГБОУ СОШ № 461 г. Колпинского района Санкт-Петербурга); проводился онлайн-фестиваль с учащимися учреждения образования ГБОУ СОШ № 461 г. Колпинского района Санкт-Петербурга«Территория творчества» (2018г.), телепроекты «Легко ли быть социально успешным человеком?» (2018 г.), «Зеленые маршруты» (2017г.), историко-краеведческий - «По страницам истории городов», культурологический -  «Территория творчества» (к Международному дню толерантности - 16ноября); дискуссионная  игра «Открытый диалог – «Успех в жизни: чем его измерить?» (в режиме онлайн-игры).

Инновационная практика "Школы социального успеха"

В гимназии эффективно работают проекты: «Школа социального успеха» в период летнего оздоровления» и «Школы социального успеха» в условиях шестого школьного дня». Высокую результативность  деятельности «Школы социального успеха в период летнего оздоровления» отмечают все участники проекта: учащиеся расширяют круг друзей и знакомых, приобретая опыт духовно-ценностного  общения, учатся критично оценивать себя, с интересом участвуют в социально значимых делах; педагоги апробируют  продуктивные технологии, способы и методы работы по формированию социального успешности учащихся; родители констатируют  позитивные  изменения в развитии своих детей,  дают позитивную оценку работе «ШСУ». В результате деятельности «ШСУ» субботнего дня повысилась активность посещений мероприятий (78%–82 %), волонтеры-тренеры испытывают удовлетворенность и чувство гордости за достижение  результатов своего и командного труда от проведенных занятий (98%).  Ценностным стал этот проект для педагогов.  В результате  его реализации они приобрели опыт подготовки лидерских групп к сопровождению проекта.

Гимназический Совет ученического самоуправления «Доминанта» определил пять основных направлений деятельности, связанных с условиями функционирования «Школы социального успеха», и эффективно их развивает.

Каждая Школа, в соответствии выбранному направлению, предлагает свои  мероприятия.

  «Школа будущего семьянина» продолжает работу по формированию у учащихся целостных представлений о роли мужчины  и женщины в социуме, о принятии девушкой или юношей  гендерной роли, о взаимоотношении между полами. Ведущими методами в работе Школы выбраны: коллажная техника, форум-театр, интерактивная игра. Данные методы и формы работы  направлены на активизацию мыслительной и творческой деятельности, создают позитивный эмоциональный тонус, способствуют сосредоточению и активному обучению. Игровая методика помогает учащимся  самостоятельно находить ответы на фундаментальные вопросы: как жить? как поступать? как строить взаимоотношения?, а также помогает молодым людям ориентироваться в трудных жизненных ситуациях, отличать истину от лжи, принимать ответственные решения. Волонтеры-тренеры Школы, подготовленные педагогом-инноватором, провели с учащимися средней ступени образования мероприятия по темам «Профессия моей мечты», «Современные парень и девушка», «Моя семья», «Заповеди семейного счастья», «Семья и семейные ценности», «Дом мечты», «Мой дом, моя семья».

С учащимися старшей ступени образования волонтеры-тренеры поднимают вопросы об особенностях самореализации женщин и мужчин в профессиональной сфере, о  факторах, определяющих выбор профессии, о влиянии гендерных стереотипов на выбор будущей профессии. Разработаны мероприятия:  форум-театр «Можно ли прожить без семьи?», занятие с элементами тренинга «Ты да я такие разные, но…», дебаты «Карьера или семья?», устный журнал «Семейные ценности», ток-шоу «Дружба и любовь», игры «Общаемся без слов», «Волшебный мяч мудрости», проект  проекта Моя будущая семья». Учащиеся Школы ведут Портфолио, один из разделов посвящен представлению «Семья в моей жизни», в нем участники рассуждают о семье и семейных ценностях.

Работа «Школы профессионального самоопределения» и «Школы творчества» основывается на  взаимодействии с социальными партнерами.

Так, для «Школы профессионального самоопределения» стала актуальным партнерство со специалистами и работниками Гродненских производств,  преподавателями ГрГУ им. Я Купалы, ГрГАУ, ГрМУ  и др.   Для учащихся были проведены мастер-классы по дизайну помещений, бухгалтерской и врачебной деятельности (проводили родители учащихся). В этом учебном году активными партнерами Школы стали специалисты Гродненского зоопарка, Гродненского областного центра туризма и краеведения, центра «Наследие» и др.

Волонтеры-тренеры проводят работу с учащимися I и II ступенями образования: игра-путешествие «Профессии вокруг – карта профессий», «Будущее начинается уже сегодня», «Профессии моих родителей», игра «Путь к себе», была организована Галерея профессий.

По мнению учащихся, деятельность в Школе является для них одним изспособов открытия самого себя и других в предполагаемой профессии, расширяет их мировоззрение в выборе любимого дела, дает возможность определиться с выбором будущей профессии.

По результатам анкетирования определились с выбором профессии 76% учащихся, частично выбрали 14%, не определились 10%. Все учащиеся Школы

обладают  полной  информацией  относительно  своей  будущей  профессии,  71%  имеют  представление  о  профессиональных  качествах,  необходимых  для  данной  специальности;  97%  анкетированных  могут  перечислить  вузы  и  факультеты, где  можно  получить  выбранную  профессию,  и  85% респондентов  осведомлены  о  востребованности  своей  специальности. Исследование мотивов выбора профессии показало, что в  октябре 2017 году преобладали мотивы «Профессия близка к любимому школьному предмету», «Профессия является престижной», «Профессия является высокооплачиваемой». Результаты последней, в октябре 2019 года, диагностики показали, что теперь к преобладающим мотивам добавились «Профессия соответствует моим способностям», «способствует умственному и физическому развитию», «позволяет использовать профессиональные умения вне работы».

 Деятельность «Школы творчества» направлена на развитие у учащихся творческих способностей через привлечение социальных партнеров из учреждений дополнительного образования и учителя трудового обучения. Второй год продолжает работу школьная бизнес-компания «HARITA» (основана 04.04.2018 г.). Волонтеры-тренеры Школы в субботнее время проводят с учащимися мастер-классы по изготовлению сувенирной продукции: блокноты, открытки, органайзеры, браслеты; организуют выставки и ярмарки-продажи декоративно-прикладной продукции.

С целью развития творческих способностей учащихся, позитивного самовосприятия и восприятия себя другими педагог эффективны занятия с элементами тренинга «Кинопроба», «Достоинства», «Чемодан», ролевая  игра  «С чего начинается творчество…», метод «Микрофон»  по теме «Социально успешный человек – это…».

Учащиеся из «Школы творчества» характеризуются разносторонними интересами, они инициируют проведение различных акций («Жизнь прекрасна», «Ветеран живет рядом», «Добрые сердца» и др.), являются организаторами интерактивных перемен, творческих площадок на гимназических и районных праздниках, активны в развитии школьного  музея (проводят экскурсии и систематизируют экспонаты музея). Результаты диагностики креативности (автор Торенс) показали, что 92% учащихся проявляют свою креативность независимо от ситуации (ср.: на сентябрь 2016 г. – 72%). Замеры уровня личностной тревожности учащихся имеют тенденцию на снижение (в сентябре 2016г. – 45%; в феврале 2017 г. – 48%; в феврале 2018 г. – 42%; в марте 2019 г. – 38%) .

В рамках реализации инновационного проекта в учебной сфере деятельность педагогов направлена на создание учебных общностей обучающихся, основанных на отношениях учебного сотрудничества.

В рамках интегрированных действий учителей географии и биологии, преподавателя ГрГУ им.Я.Купалы,  ученических сообществ  проведены уроки «Угроза экологических катастроф и их предупреждение» (11 класс), «Рациональное природопользование»  (11 класс), «Влияние хозяйственной деятельности на биосферу» (8 класс), «Онтогенез человека», «Особенности наследственности и изменчивости человека» (10 класс).

 Урок обществоведения «Основы уголовного права» (в 11- м профильном классе) вызвал интерес со стороны учащихся и способствовал формированию и совершенствованию таких компетенций, как умение определять сущностные признаки понятий уголовное право, преступление; характеризовать область применения уголовного права; умение решать учебно-познавательные и практические задачи. Старший оперуполномоченный уголовного розыска майор объяснил и практически продемонстрировал ребятам сущность состава преступления, ответственность несовершеннолетних, описал ход расследования некоторых уголовных дел, ответил на вопросы учащихся.

Учебная инициатива учащихся проявляет активность в деятельности объединения по интересам «Мир. Беларусь. Гимназия».

Проведённые занятия позволяют учащимся приобрести элементарные навыки самопознания и самодиагностики деловых, коммуникативных и лидерских качеств.

Интеграция значительно расширяет условные и содержательные рамки учебной деятельности, что обеспечивает возможности появления образовательных сообществ в пространстве учебной деятельности, отношения в которых становятся реальной ситуацией развития.

Во-первых, деятельность сообществ приобретает прикладной характер, так как обучающиеся вместе с взрослыми создают различные действующие модели, собственные учебные пособия, коллекции, макеты и т. п. Они выполняют дизайн-проекты, участвуют в конкретных практических, социально-значимых делах.

Во-вторых, в рамках изучения интегрированных образовательных областей обучающиеся разрабатывают и осуществляют проекты с исследовательским и экспериментально-опытным компонентами. Они учатся ставить проблемы, проводить и описывать эксперименты, составлять рефераты, бизнес-планы.

В-третьих, в пространстве интегрированной учебной деятельности обучающиеся в сообществах выполняют творческие проекты, в процессе которых учатся работать с культурными текстами (в том числе, с учебниками), описывать и сравнивать культурные явления, выражать свои чувства по их поводу в разных формах.

В-четвертых, в пространство учебной деятельности «встраиваются» разнообразные образовательные акции и другие организационные формы: «круглые столы», дебаты и конференции, а также определенные направления социальной работы в местном сообществе.

 

В целях обмена опытом работы по реализации инновационного проекта педагоги-инноваторы разработали мастер-классы по следующим темам:

-  Мастер-класс «Метод форум-театра в формировании социальной успешности в контексте «Школы будущего семьянина»;

 - Мастер-класс «Строим «Школу социального успеха» в условиях субботнего дня»;  

- Мастер-класс  «Интеграционный метод как способ формирования социальной успешности учащихся средствами учебных предметов «Биология» и «География»;  

- Мастер-класс «Бери и делай» - из практики «Школы творчества»;

- Мастер-класс «Социальное партнерство как способ формирования ценностно-смысловой компетенции у старшеклассников средствами учебного предмета «Обществоведение»;

  - Стендовый доклад «Школа социального успеха» в условиях летнего оздоровления».

В рамках инновационного проекта в течение трех лет с родителями проводились родительские собрания, организовывались групповые и тренинговые занятия, привлекались педагоги-психологи, медиаторы, социальные партнеры гимназии. В работе с родителями гимназия третий год  эффективно использует индивидуально-типологический подход, позволяющий актуализировать проблемы в семейном воспитании и оказывать своевременную психолого-педагогическую помощь.

Результаты диагностики детско-родительских отношений показывают, что для родителей актуальными являются основные критерии социальной успешности: целеустремленность – 76% (ср. в 2017 г - 65%,в 2018 г. -73%), хорошее образование – 91% (ср. в 2017 г - 65%, в 2018 г. -86%), престижная работа – 55% (ср. в 2017 г. -  40%, в 2018 г. - 58%), уважение со стороны окружающих – 38% (ср. в 2017 г - 25%, в 2018 г. -38%).

В результате деятельности педагогов с родителями гимназии 97 % родителей учащихся поддерживают идеи внедрения инновационного проекта, отмечают положительные изменения в детях, являются активными социальными партнерами в формировании социальной успешности учащихся.

 

Заключение

Данное направление инновационной деятельности является актуальным для государственного учреждения образования «Гимназия № 3 г. Гродно», так как позволяет расширить его образовательные возможности.

За  три года работы в проекте педагоги гимназии отмечают его значимость:

- проект содержит большие возможности для моделирования педагогических технологий, выстраивания авторских дидактик (учебной и воспитательной направленности), объединенных актуальной идеей – формирование социальной успешности;

- проект имеет потенциальные возможности для углубления содержания  взаимодействия с социальными партнерами;

- идея проекта актуальна тем, что она является интегрирующим началом (учебного и воспитательного процессов) в формировании необходимых компетенций личности учащихся для обеспечения его социальной успешности.

Проект стал интересен для родителей. Они констатируют развитие личностных качеств в своих детях: снижения порога тревожности, агрессивности и  конфликтности в межличностных отношениях; приобретения самостоятельности и стремления к объективной самооценке.

Высокую результативность  внедрения проекта  отмечают учащиеся: по их мнению, они расширили круг друзей и знакомых, приобретая опыт духовно-ценностного  общения, учатся критично оценивать себя, с интересом участвуют в социально значимых делах; волонтеры-тренеры испытывают удовлетворенность и чувство гордости за достижение  результатов своего и командного труда от проведенных занятий (98%).

  • Инновационная деятельность педагогов гимназии № 3 г. Гродно в контексте реализации проекта «Внедрение модели формирования социальной успешности учащихся учреждения общего среднего образования» была  показана в программе «Гродно ПЛЮС» «Школьные заметки» Гродненского телевидения (2018 г.), опубликованы статьи в журнале «Гродно» «Гимназия – для всех» (№1 (20) 2019, с.37) и в газете «Гродненская правда» статья «Уроки мужества» (9 января 2019).

 

  • Медиатрейлеры по инновационным практикам педагогов-инноваторов гимназии размещены на сайте гимназии в меню «Инновационная деятельность».
  • Опубликована статья “Социальная успешность средствами форум-театра” в журнале «Адукацыя i выхаванне».
  • Сайт гимназии содержит фотоотчеты о работе «ШСУ».

СПИСОК НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ

ИзображениеКодекс Республики Беларусь об образовании от 13 января 2011 г. № 243-З (статья 97).

ИзображениеПриказ Министерства образования от 30.07.2019 № 617 «Об экспериментальной и инновационной деятельности в 2019/2020 учебном году»

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Абрамова, Г. С. Возрастная психология: Учеб пособие для студ. вузов / Г.С.Абрамова. – 4-е изд., стереотип. – М. : Академия, 1999 – 672 с.
  2. Александрова, Е. А. Особенности развития уклада образовательного учреждения / Е. А. Александрова, Н. Б. Крылова. // Уклад школы будущего : сборник научных статей. – М. : НИИ школьных технологий, 2007. – С. 62-74.
  3. Батурин, Н.А. Психология успеха и неудачи: учебное пособие / Н. А.  Батурин. – Челябинск : ЮУрГУ, 1999. – 99 с.
  4. Белкин, А.С. Ситуация успеха. Как ее создать? / А.С. Белкин. – М.: Просвещение, 1991. – 176 с.
  5. Битянова, М.Р. Социальная психология: наука, практика и образ мыслей. Учебное пособие / М: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001. – 576 с. [Электронный ресурс] / Московский городской психолого-педагогический университет. Электронная библиотека. – Режим доступа: http://psychlib.ru/mgppu/Bsp-2001/Bsp-576.htm /. – Дата доступа: 07.03.2016.
  6. Божович, Л. И.  Личность и ее формирование в детском возрасте /Л.И.Божович. – СПб.: Питер, 2008. – 398 с.
  7. Бондаревская, Е. В. Гуманистическая парадигма личностно ориентированного образования / Е.В. Бондаревская // Педагогика. – 1997. –№ 4. – С.11-17.
  8. Буинова, В.К. Строим школу социального успеха / В.К. Буинова, Калинина, Н.В. // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2008. - №4. – С. 56-62.
  9.  Валентьев, А.Ф. Формирование социальной позиции успешности выпускников образовательного учреждения провинциального города/ А.Ф.Валентьев // Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. -  Режим доступа : http://rgsu.net/netcat_files/799/1049/h_f647c746a7b610bcc3274dc562b8cbc0.- Дата доступа: 22.02.2016
  10.  Валентьев, А.Ф. Формирование социальной позиции успешности выпускников образовательного учреждения провинциального города: автореф. дис. ...канд. пед. наук: 13.00.02 /А.Ф. Валентьев; Рос. гос. социал. ун-т. – М., 2007. – 25с.
  11.  Варламова, Е. Ю. Организационно-педагогические условия обеспечения социальной успешности школьников: Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02/ Е.Ю.Варламова. – Кострома, 2002,  – 235 c.
  12. Вилюнас, В. К. Психология эмоциональных явлений / В. К. Вилюнас. – М. : МГУ, 1976. − 183 с.
  13. Выготский, Л. С. Собрание сочинений : в 6 т. / Л. С. Выготский. – М. : Педагогика, 1984. – Т. 4. : Детская психология.   –  432 с.
  14.  Выготский, Л. С. Собрание сочинений : в 6 т. / Л. С. Выготский. – М. : Педагогика, 1983. – Т. 3. : Проблемы развития психики. – 368 с.
  15. Газман, О. С. Содержание деятельности и опыт работы освобожденного классного руководителя :  методические рекомендации / О. С. Газман, А. В. Иванов. – М. : НМО Творческая педагогика, – 1992. – 114 с.
  16. Глассер, У. Школы без неудачников / У. Глассер,  В. Я. Пилиповский. – М. : Прогресс, 1991. – 184 с.
  17. Гречухина, Т.А. Организационно-педагогические условия создания «ситуации успеха» в жизнедеятельности старшеклассников на основе проектной деятельности: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01/ Т.А. Гречухина. – СПб., 2002, – 190с.
  18. Деева, Е.В. Технология формирования социальной успешности юношей в процессе спортивной деятельности / Е.В. Деева // Социально-экономические явления и процессы. – 2011. - № 1-2. – С. 327-331.
  19. Делор, Ж. Образование: сокрытое сокровище. Основные положения Доклада Международной комиссии по образованию для XXI века. – Режим доступа : http://www.ifap.ru/library/book201.pdf – Дата доступа: 24.02.2016
  20. Дополнительное образование взрослых: опыт программно-методического обеспечения: сборник программ дополнительного образования взрослых/ сост. С.И. Тарарышко. – Минск: Пропилеи, 2012. – 222 с.
  21. Инструктивно-методическое письмо «Особенности организации идеологической и воспитательной работы в учреждениях общего среднего образования в 2015/2016 учебном году» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://edu.gov.by/ru/main.aspx?guid=14281. – Дата доступа: 17.08.2015.
  22.  Инструкция о порядке осуществления экспериментальной и инновационной деятельности в сфере образования. Постановление Министерства образования Республики Беларусь 01.09.2011 г. №251. – Режим доступа: http://edu.gov.by/doc-62103. – Дата доступа: 17.12.2015    
  23. Казимирская,  Л. Н. Педагогические условия социальной успешности обучающихся в современной гимназии: автореферат дис. ... кандидата педагогических наук: 13.00.01 /Л.Н.  Казимирская;  Омский гос. пед. ун-т. – Омск, 2012.  – 23 с.
  24. Казимирская, Л.Н. К вопросу  о факторах социальной успешности выпускника гимназии / Л.Н. Казимирская // Омский научный вестник. 2008 – №4. – С. 124-125.
  25. Кожакина, С.О. Формирование социальной успешности подростков: дис. … канд. пед. наук: 13.00.01 / С.О. Кожакина; Фед.гос. бюдж.обр.учр.высш.проф.обр. «Саратовский гос. ун-т.  им. Н.Г. Чернышевского».  – Саратов, 2014. – 155с.
  26. Кожакина, С.О. Принципы и подходы формирования социальной успешности подростков / С.О. Кожакина, Е.А. Александрова // Вектор науки ТГУ. – 2013. - №3. – С. 331– 333.
  27. Кон, И. С. Психология ранней юности / И. С. Кон. – М. : Просвещение, 1989. – 256 с.
  28. Кон, И.С. В поисках себя: личность и ее самосознание / И.С. Кон. - М.: Политиздат,1984. – 335с.
  29. Коротаева, Е. В. Активизация познавательной деятельности учащихся (вопросы теории и практики) : учебное пособие / Е. В. Коротаева. – Екатеринбург. : Урал. Гос. пед. ун-т, 1995. – 83 с.
  30. Корчак, Я. Как любить ребенка? / Я. Корчак. − М. : Знание, 1991. – 190 с.
  31. Кручинин, В.А. Формирование мотивации достижения успеха в подростковом возрасте / В.А. Кручинин, Е.А. Булатова; Нижегород. гос. архит.строит. ун-т. – Новгород: ННГАСУ, 2010. – 155с.
  32. Крылова, Н. Б. Конструирование ситуаций успеха для участников педагогического процесса как условие их самореализации / Н. Б. Крылова // Актуальные проблемы психолого-педагогического обеспечения процесса самореализации учащихся в образоватльных учрежденяих российской провинции : сборник научных статей. – Кострома, 2002. – С. 41-45.
  33. Кукуев, А.И.  Андрагогика  М. Ноулза: содержательная и процессуальная модели /А.И.Кукуев  // Вопросы международного сотрудничества в образовании Южного региона. № 3-4: научный журнал. – Ростов-на-Дону: ИПО ПИ ЮФУ, 2008. – 53 с.
  34. Кульневич, С. В. Педагогика личности от концепций технологий: учеб-практич. пособие для учителей и классных руководителей, студентов, магистрантов и аспирантов пед. учеб. заведений, слушателей ИПК / С.В.Кульневич. – Ростов–н/Д: Учитель, 2001. – 560 с.
  35. Куприянов, Б. В. Воспитательная работа в учреждениях общего образования : методические материалы для органов управления образованием / Б. В. Куприянов. – Кострома : Авантитул, 2004. – 69 с.
  36. Майерс, Д. Социальная психология /Д. Майерс. – СПб.: Питер, 2002. – 512с.
  37. Петровский, В. А. Личность в психологии: парадигма субъектности / В.А.Петровский. – Ростов н/Д.: Феникс, 1996.– 512 с.
  38. Пятунина, В.М. Учет гендерной и возрастной специфики в процессе формирования социальной успешности взрослеющей личности / В.М. Пятунина // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова. – 2012. – №1. – С. 238-239.
  39. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. – Спб. : Питер, 2002. – 720 с.
  40. Селевко, Г. К. Современные образовательные технологии: учебное пособие / Г.К. Селевко. – М.: Народное образование, 1998. – 248с.
  41. Сериков, В. В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем / В. В. Сериков. – М.: Логос, 1999. – 272 с.
  42. Слободчиков, В. И. Основы психологической антропологии. Психология развития человека : развитие субъективной реальности в онтогенезе : учебное пособие для вузов / В. И. Слободчиков, Е. И. Исаев. – М. : Школьная Пресса, 2000. – С. 181.
  43. Степанов, Е. Н. Классный руководитель: современная модель воспитательной деятельности : учебно-методическое пособие / Е. Н. Степанов. – М. : Центр «Педагогический поиск», 2007. – 160 с.
  44. Тубельский А.Н. Школа самоопределения: первый шаг (Из опыта работы коллектива школы № 734 в первом экспериментальном учебном году). – В 2-х ч. –  М., 1991. –  Ч.I −155 с.; Ч.II. — 183 с.
  45. Хекхаузен, Х. Мотивация и деятельность / X. Хекхаузен. –  Изд.2-е. –  СПб.: Питер; М.: Смысл, 2003. – 860с.
  46. Холт, Дж. Причины детских неудач / Дж. Холт. – СПб. : «Кристалл», 1996. − 448 с.
  47. Хуторской, А. В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированного образования / А.В. Хуторской // Народное образование. – 2003. – № 2. – С. 58–64.
  48. Якиманская, И. С. Технология личностно ориентированного образования / И.С. Якиманская. – М. : Сентябрь, 2000. – 176 с.
  49. Ясницкая, В. Р. Прорыв или тупик? Критический анализ функционала классного руководителя / В. Р. Ясницкая // Классное руководство и воспитание школьников. – 2009. – № 2. – С. 10-12.
поделиться в: